Автор Тема: Введение в аюрведическую кулинарию  (Прочитано 1893 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн cherry

  • Гл. модератор
  • Живу я тут
  • *****
  • Сообщений: 7651
  • Лайков: 4917
  • Карма: 1276
Re: Введение в аюрведическую кулинарию
« Ответ #15 : Октябрь 17, 2015, 04:21:40 pm »
Свойства расы, вирьи и випак для наглядности в одной таблице:

Вкус Раса     Пищеварительный эффект Вирья   После-пищеварительный эффект Випак
Сладкий       охлаждающий                                  сладкий
Кислый         согревающий                                    кислый
Соленый       согревающий                                   сладкий
Острый         согревающий                                   острый
Горький       охлаждающий                                  острый
Терпкий       охлаждающий                                  острый
Нужно только задаться вопросом - и жизнь сама подарит на него ответ.




Оффлайн cherry

  • Гл. модератор
  • Живу я тут
  • *****
  • Сообщений: 7651
  • Лайков: 4917
  • Карма: 1276
Re: Введение в аюрведическую кулинарию
« Ответ #16 : Октябрь 17, 2015, 09:26:25 pm »
Практическое применение аюрведической теории
Каким же образом лучше всего приступить к применению всех понятий и теорий на практике? Неплохой способ - изучать продукты постепенно.
Рассмотрим белый сахар, у которого сладкий випак, что обычно считается благоприятным для здоровья признаком. Однако, он относится к продуктам раджасического рациона и обладает согревающей вирьей, что говорит о раздражающем воздействии на ум (раджасическое свойство) и согревающем - на кишечник (согревающая вирья). Воздействие белого сахара на организм настолько сильно, что большинство аюрведических специалистов пользуются им очень осторожно, а чаще всего, вообще не рекомендуют. Гораздо чаще рекомендуются подсластители саттвической природы успокаивающие ум, и обладающие сладким випак (полезны для кишечника) - такие как мед,
кленовый сироп или тростниковый сок.
Еще один пример - мороженое, которое должно считаться тамасическим продуктом, тормозящим деятельность ума и оказывающим тяжелое воздействие на весь организм. Не смотря на то, что его изначальный вкус (раса) сладкий,
випак мороженого и его пост-пищеварительный эффект - кислый.
Сахар, который в нем содержится, и кислый пост-пищеварительный эффект мороженого способны вызвать процессы брожения и образование огня в теле, особенно в толстом кишечнике.
Рассмотрим более вдохновляющий пример-персики. Они саттвичны, успокаивают ум и способствуют установлению внутренней гармонии в организме. Персики отличаются сладким випак, поэтому стабилизируют пищеварение. Если вам придет в голову заморозить персик, его свойства заметно изменятся - он станет тамасическим. При консервировании
он станет раджасическим, поскольку в консервной банке в нем могут начать происходить процессы брожения. Но если просто съесть свежий персик, целый и невредимый, то к вам в организм попадает отличная, полностью саттвическая, сладкая и полезная еда.
'Некоторые врачи-аюрведисты используют сладкую расу и сладкий випак белого сахара - оба эти свойства охлаждают организм - для успокоения питты при определенных, кратковременных состояниях пациента. Однако, регулярно
употреблять белый сахар они не рекомендуют.
Подобным образом, эти понятия можно применять к группам продуктов. Большая часть острых и пряных продуктов - таких как чили и другие виды перца, чеснок - относятся к раджасической категории.
Они обладают острым випак, что указывает на их согревающее воздействие. В аюрведе такие продукты используется очень редко или небольшими порциями. Однако последнее посещение индийского ресторана, вероятно, могло навести вас на прямо противоположные мысли. Блюда, которые подают в индийских ресторанах, обычно очень вкусны, но отличаются чрезмерной остротой. Аюрведическая кухня должна быть гораздо более мягкой. Ее блюда вкусны,
стимулируют аппетит и пищеварение, но не обжигают, так как аюрведа заботится как о вашем кишечнике, так и о языке.
Некоторые продукты, относящиеся к категории раджасических и со сладким випак, используются для конкретных целей. Например, раджасический бараний горох (нут), богатый белком, может составить отличный завтрак, с которого следует начинать день, когда вам предстоит много тяжелой физической работы. Еще один пример продукта со сладким випак
и раджасической природой - сушеные финики. Было бы очень странно, если бы в центрах медитации, где повара знакомы с аюрведой, каждый день подавали бы нут или финики. В энергетическом смысле, это было бы вредно - ведь и тот, и другой продукт возбуждают ум и вызывают желание проявления физической энергии.
В аюрведе финики считаются приворотным зельем.
Злоупотребление теми или иными продуктами может спровоцировать их переход из саттвической категории в раджасическую. В особенности это касается бобовых. Большинство бобовых, если употреблять их в умеренных количествах, укрепляют саттву, однако чрезмерное количество может привести к процессу брожения в кишечнике,
и, как следствие, к усилению раджаса, особенно у человека с конституцией вата. Вспомните о каком-нибудь своем знакомом с конституцией вата - каким раздражительным, невеселым и нервным он может стать, если у него начинаются проблемы с кишечником.
Именно по этой причине бобы иногда относят к категории саттвической пищи, а иногда - к раджасической. То же самое можно сказать и о сушеных продуктах. Слегка подсушенная пища, вымоченная должным образом, может оставаться саттвической, но если ей злоупотреблять, образуются газы и раздражается кишечник, что больше соответствует раджасическому влиянию пищи на организм.
Нужно только задаться вопросом - и жизнь сама подарит на него ответ.




Оффлайн cherry

  • Гл. модератор
  • Живу я тут
  • *****
  • Сообщений: 7651
  • Лайков: 4917
  • Карма: 1276
Re: Введение в аюрведическую кулинарию
« Ответ #17 : Октябрь 17, 2015, 09:28:20 pm »
Випак, пост-пищеварительный эффект различных продуктов
Продукты со сладким випак, то есть те, которые оказывают успокаивающее воздействие, стабилизируют, увлажняют и добавляют или помогают сохранить массу тела. В умеренных количествах они обычно не раздражают кишечник:

абрикосовое масло
абрикосовые косточки
абрикосы
авокадо
амарант
ананасы сладкие
апельсины
арахис
арахисовое
масло
арбузы
артишоки
артишоки
иерусалимские
бобы адуки
стручковая
фасоль
бобы кормовые
бобы лима
бобы мунг
бобы пинто
бобы синие
бобы соевые
бобы тепари
бобы фава
бобы черные
виноград
вишня сладкая
гранаты
грецкие орехи
греча
грибы
гхи
дыня медовая
дыня мускусная
зеленый
горошек,
свежий
зеленый
горошек,
сушеный
изюм
инжир свежий
инжир сушеный
кабачки
капуста
белокочанная
картофель
киноа
кленовый сироп
клубника
кокосовое
масло
кокосы
коровий горох
кукуруза
голубая,
сушеная
кукуруза
желтая,
сушеная
кукуруза
свежая
кукурузное
масло
кунжутное
масло
кэроб
лимоны
люцерна
манго сладкие,
спелые
мандарины
маслины
масло авокадо
масло
сливочное,
несоленое
мед
миндаль
миндальное
масло
молоко
материнское
молоко свежее,
сырое
нектарины
овес
огурцы
оливковое масло
орехи
австралийские
орехи
бразильские
орехи гикори
орехи кедровые
орехи кэшью
орехи пекан
папайя
пастернак
патока
персики
подсолнечник,
семена
подсолнечное
масло
просо
пшеница
рис всех видов
рис дикий
рожь
салат-латук
сахар белый
сахар
коричневый
сахар
финиковый
сахарный
тростник сырой
свекла
сельдерей
сладкий
картофель
сливки сладкие,
свежие
сливы сладкие
соевое масло
соль морская
спаржа
тыква
тыква летняя всех видов
тыква зимняя всех видов
обыкновенная
фасоль
финики
сушеные
фисташки
фруктоза
фундук
чечевица
коричневая
чечевица
красная
чечевица черная
яблоки
ямс
ячмень
Нужно только задаться вопросом - и жизнь сама подарит на него ответ.




Оффлайн cherry

  • Гл. модератор
  • Живу я тут
  • *****
  • Сообщений: 7651
  • Лайков: 4917
  • Карма: 1276
Re: Введение в аюрведическую кулинарию
« Ответ #18 : Октябрь 17, 2015, 09:29:55 pm »
Продукты с кислым випак остаются кислыми после метаболизма, увлажняют и смазывают ткани организма. Однако они могут стать причиной раздражения кишечника и процесса брожения, если принимать их в избыточных количествах или в течение продолжительного времени:
бананы
виноград
зеленый
вишня кислая
грейпфруты
гуава
Йогурт,
несвежий
йогурт, свежий
кефир
лаймы
манго кислые,
неспелые
масло
сливочное,
соленое
мороженое
помидоры 1 сыр рикотта
сливки
сливы кислые
сметана
творог


Продукты с острым випак оказывают осушающий и облегчающий эффект после метаболизма. Они могут вызвать воспаление или избыток тепла в кишечнике, если принимать их в избыточных количествах или в течение продолжительного времени:
аругула
брокколи
горчица
касторовое
масло
кунжутное семя,
неочищенное
кунжутное семя,
очищенное
лук
лук зеленый
лук-порей
мангольд
масло белой
горчицы
морковь
окра
оливки
перец чили
ревень
редис
сафлоровое
масло
сельдерей
сладкий перец
соленья
сыры мягкие,
подсоленные
сыры твердые
турнепс
тыквенные
семена
цветная
капуста
чеснок
шамбала
шпинат
яйца

Приведенная таблица по випак является всего лишь отправной точкой для изучения.
Нужно только задаться вопросом - и жизнь сама подарит на него ответ.




Оффлайн cherry

  • Гл. модератор
  • Живу я тут
  • *****
  • Сообщений: 7651
  • Лайков: 4917
  • Карма: 1276
Re: Введение в аюрведическую кулинарию
« Ответ #19 : Октябрь 17, 2015, 09:42:38 pm »
Доши и типы конституции
Одни из пяти великих элементов не склонны к изменениям, тогда как другие постоянно, циклично меняются. Пространство, элемент эфира, изменяется незначительно и только при невероятном усилии.
Подобно ему, элемент земли, также изменяется крайне редко.
Что же касается воздуха, огня и воды, то они находятся в состоянии постоянной трансформации. Как отмечает доктор Сунил Джоши, это доказывают ежедневные сводки погоды. Каждые несколько часов мы узнаем, что в воздухе, в форме ветра, облаков, торнадо, ураганов и пр. происходят те или иные изменения. Мы все время слышим об огне - об изменениях температуры воздуха. Вода, в образе дождей, снега и влажности, также постоянно находится в центре внимания синоптиков. Аюрведа утверждает, что на нас постоянно влияют ветер, солнце и луна - то есть, воздух, огонь и вода. Это является микрокосмосом каждого человека в форме трех дош.
Три доши - биологические субстанции, перемещающиеся внутри человеческого тела, внутренний эквивалент воздуха, огня и воды.
На западе физиологи не используют никаких определений, указывающих на эти факторы, но в аюрведической практике они играют ключевую роль.
Вата - доша, тесно связанная с элементом воздуха (а также эфира).
Она расположена в полых структурах нашего организма - в кишечнике, мочевом пузыре или матке. Вата участвует во всех функциях движения и перемещения, в частности, в нервных импульсах и чувственном восприятии.
Питта - доша, связанна с элементом огня (и, в некоторой степени, воды). Она отвечает за быстрые преобразования и трансформации, и способствует выработке желудочных секретов, особенно высококислотных, таких как соляная кислота, или сильно окрашенных, таких как желчь, образующаяся в печени.
Капха доша связана с элементом воды (и земли), она обеспечивает выработку влаги и слизистой суспензии. Она увлажняет воздух, который мы вдыхаем и пищу, которую мы едим. Капха поддерживает слизистую оболочку внутренних
органов организма, благодаря чему они могут выполнять свои функции.
Если организм производит на свет белесые выделения - скорее всего, это происходит под непосредственным влиянием капхи.
Все три доши, способствуют сохранению здоровья и поддержанию жизненной силы в теле. Чрезвычайная гибкость воздуха, огня и воды помогает нам безболезненно реагировать на постоянно меняющиеся окружающие условия в жизни. Доши выступают посредниками между основными физиологическими тканями тела, которые аюрведа называет
дхату (плазма, кровь, мышцы, жир, кости, костный мозг и нервы, а также репродуктивная ткань) и биологическими отходами тела (мала) - это пот, моча и кал. Баланс дош у родителей в момент зачатия практически предопределяет конституцию будущего человека на всю жизнь.
Согласно аюрведической теории и практике, каждый человек рождается с определенной конституцией, или пракрити, которая определяет наш внешний вид, характер метаболизма в организме и нашу эмоциональную реакцию на те или иные события жизни.
Теория о конституции тела была прекрасно описана во многих книгах, поэтому остановимся на ней лишь вкратце.
Конституция базируется на элементах, превалирующих в момент вашего рождения. У некоторых людей в конституции больше огня, у других - больше воздуха, а у третьих - земли или воды.
Если вы родились с преобладанием воздуха и эфира в организме, то ваша конституция, согласно аюрведическим канонам, называется вата. Наличие большого количества огня и воды на момент рождения соответствует конституции питта. Если же в вашем организме главенствующую роль играют земля и вода, такая конституция называется капха. Вполне вероятно, что ваш организм представляет собой смесь двух или всех трех типов конституции - например, вата-питта, питта-капха, или даже вата-питта-капха.
Наиболее точно определить конституцию можно посредством изучения пульса человека опытным аюрведическим врачом. Однако существует немало физических, умственных и эмоциональных особенностей, способных помочь в выявлении своего типа конституции. Например, люди с конституцией вата отличаются худым жилистым телосложением, беспокойством или тревогой, стремительностью ума. Они предпочитают есть понемногу, вместо того, чтобы устроить себе плотный обед. Не каждый человек с конституцией вата будет выглядеть и вести себя таким образом, но если
среди ваших знакомых есть люди, соответствующие такому описанию, то вполне вероятно, что их тип конституции - вата. Питты чаще всего ведут себя настойчиво. Им нравится быть лидерами и первой реакцией на стрессовую ситуацию у них является гнев, но не страх. Обычно их тело вполне пропорционально, среднего размера.
У них много родинок, светлая или красноватая кожа (относительно обычного цвета кожи у людей их расы). Когда люди с конституцией питта голодны, они готовы "съесть слона"!
Крупным, основательным людям-капха требуется много времени для принятия решений. Они никуда не торопятся, а если выбрали какой-то путь, то ничто не убедит их изменить его. На фигуре человека с конституцией капха сразу отражается даже небольшое количество съеденной пищи, поэтому большинство таких людей поддерживает
свой вес в разумных пределах при помощи физических упражнений.
Перед лицом опасности или стресса первая реакция капхи -желание спрятаться. Итак, когда ваты пугаются, а питты злятся, капхи уходят в себя. Конечно же, не бывает так, чтобы человек всегда реагировал одинаково. Что-то нас пугает, что-то заставляет сердиться, что-то парализует на месте. Но в общем, присущий нам стиль эмоциональной реакции совпадает с нашим типом конституции.

Аюрведическое питание учитывает нужды и потребности человека, так как у каждого человека свой уникальный баланс пяти элементов.
Например, если в конституции человека очень много воздуха (вата), ему требуется сбалансированная диета, в которой будет меньше воздуха и больше стабилизирующих компонентов. "Воздушные" продукты, такие как поп-корн или яблоки, с аюрведической точки зрения, будут раздражать или усугублять и без того подверженный влиянию воздуха тип конституции. Это приводит к образованию избытка воздуха, и, как следствие, к- газам.
"Огненные" организмы питта лучше всего переносят пищу, которая обладает охлаждающими и смягчающими свойствами. Если в такой организм добавить еще огня, из тела повалит пар в буквальном смысле слова. Кое-кто из ваших знакомых, наверняка, начинает обильно потеть, как только пробует острую пищу. Из этого можно сделать вывод, что такому "огненному" человеку не стоит кормить себя дополнительным огнем.
Подобным образом, люди с "земляной" конституцией капха лучше всего переносят более легкие, хрустящие
продукты, которые обуздывают влияние земли и воды. Тяжелый хлеб, торты, липкие пирожные - все это тянет людей-капха ко дну.
С точки зрения вкуса, для ваты предпочтительнее всего продукты со сладким, кислым и соленым вкусами. Пища со сладким, горьким или терпким вкусом лучше подходит людям с конституцией питта, тогда как капху эффективнее всего поддерживают острые, горькие и терпкие продукты.
Теплые влажные продукты стабилизируют прохладную и воздушную вату, а прохладные и смягчающие - уравновешивают питту. Легкая пища, супы и салаты благотворно влияют на баланс капхи.
Нужно только задаться вопросом - и жизнь сама подарит на него ответ.




Оффлайн cherry

  • Гл. модератор
  • Живу я тут
  • *****
  • Сообщений: 7651
  • Лайков: 4917
  • Карма: 1276
Re: Введение в аюрведическую кулинарию
« Ответ #20 : Октябрь 17, 2015, 09:45:49 pm »
Свойства продуктов и их влияние на доши
У каждого вида пищи есть свои особенности - свойства, структура, качества. На санскрите свойства вещества называются Гунами.
Продукты со свойствами, или гунами, сходные по характеристикам с нашим типом конституции, раздражают или усугубляют преобладание того или иного элемента (особенно если ими злоупотреблять).
Например, вата доша отличается легкостью и сухостью, как и попкорн, поедая который человек с конституцией вата
рискует получить раздражение доши и образование излишнего воздуха - в виде отрыжки или газов. Противоположные предпочтения успокоят эту дошу.
Аюрведа рассматривает двадцать свойств - по десять пар противоположных значений. Приведенная ниже таблица может помочь составить общее впечатление об этих свойствах и их влиянии на доши.

20 ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ИЛИ СВОЙСТВ
Тяжелое              Легкое
Влажное             Сухое
Устойчивое         Подвижное
Скользкое           Шероховатое
Грубое                Тонкое
Холодное            Горячее
Плавное              Резкое
Мягкое                Жесткое
Твердое              Текучее
Мутное                Ясное
Нужно только задаться вопросом - и жизнь сама подарит на него ответ.




Оффлайн cherry

  • Гл. модератор
  • Живу я тут
  • *****
  • Сообщений: 7651
  • Лайков: 4917
  • Карма: 1276
Re: Введение в аюрведическую кулинарию
« Ответ #21 : Октябрь 17, 2015, 09:47:50 pm »
Как питаться по-аюрведически
Пошаговое руководство
1. Для начала, необходимо очистить свой рацион питания от химических пищевых добавок, фаст-фуда, жареной пищи, продуктов брожения и замороженных продуктов.
2. Заметьте разницу между саттвическими, раджасическими и тамасическими продуктами и начните увеличивать удельный вес саттвических блюд в своем рационе питания
3. Отводите достаточно времени на еду. Расслабьтесь и позвольте организму хорошо переварить пищу.
4. При помощи аюрведического специалиста, выбирайте продукты, которые будут благотворно влиять на ваше здоровье (викрити)
5. По мере того, как ваш рацион питания будет оказывать благотворное действие на ваш организм, вы начнете замечать, что становитесь чище в помыслах и делах. В этот момент можно приступить к более конкретным требованиям по поддержанию и укреплению своей конституции (пракрити)
6. Не пытайтесь быть "совершенным" или разработать идеальную диету. Ваш рацион питания будет постепенно меняться вместе с вами. Продолжайте питаться здоровой пищей, следуя тому рациону, который вам помогает, и изменяя то, что необходимо.
7. Пусть вся накопленная положительная энергия работает на вас, на окружающих, на благо всей планеты.
Не думайте, что для этого нужно дожидаться самого конца пути.
Каждый человек в любое время может служить человечеству, и для этого необязательно дожидаться идеального здоровья!
Нужно только задаться вопросом - и жизнь сама подарит на него ответ.




Оффлайн cherry

  • Гл. модератор
  • Живу я тут
  • *****
  • Сообщений: 7651
  • Лайков: 4917
  • Карма: 1276
Re: Введение в аюрведическую кулинарию
« Ответ #22 : Октябрь 20, 2015, 11:30:51 pm »
Об Аюрведе в программе «Еда без вреда»
Запись передачи «Еда без вреда», посвященной Аюрведе — науке о жизни: о теле, о чувствах, об уме и душе. Гости студии: врач аюрведы, шеф-повар ресторана индийской кухни «Джаганнат», последовательница аюрведического питания. Вас ждут рассказ о теории тридоша, приготовление нескольких блюд и опыт девушки, перешедшей на аюрведическое питание по рекомендации врача.

Нужно только задаться вопросом - и жизнь сама подарит на него ответ.




Оффлайн джейран

  • Гл. модератор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 4159
  • Лайков: 4568
  • Карма: 956
Re: Введение в аюрведическую кулинарию
« Ответ #23 : Декабрь 27, 2018, 12:01:38 pm »
Шесть сезонов здоровья


Согласно древней индийской науке Аюрведе, наш организм питают и укрепляют не продукты, а их энергия. То есть стоит подобрать энергетически подходящий продукт и любые проблемы с лишним весом будут решены.

Клубника поспевает в июне, арбузы созревают в августе... А мандарины в Абхазии – в ноябре. У каждого овоща и фрукта свое время и природа его выбрала не случайно. Оказывается, в один сезон мы нуждаемся в продуктах, усиливающих энергию тепла, в другой, наоборот, энергию охлаждения. И если ненароком перепутать продукты, то в организме происходит перераспределение: они «превращаются» не в энергию, а в жир. Раздражительность, усталость, недовольство, уныние – все это тоже дополнительные «радости» неправильного питания. Но, не будем унывать! Давайте лучше определим какие продукты и когда надо ставить на стол.
Энергии жизни

Аюрведа (а этой науке уже более 5000 лет) говорит, что каждым человеком правит определенная энергия, всего их три – огонь, воздух, земля. Их сила во многом зависит от нашего поведения и времени года. Например, холодной зимой и в начале лета усиливается энергия ветра (кожа становится очень чувствительной и сухой), жарким летом и в начале осени – энергия огня (нам не хватает влаги), поздней осенью и весной – энергия земли (мы ощущаем упадок сил). Чтобы поддержать свой внутренний энергетический баланс и «накормить» себя нужной энергией, прислушайтесь к ритмам природы. Начало года отличное время для того, чтобы начать новую жизнь. Пусть наш материал станет для вас путеводителем в следующем году.

Природа сама дает нам подсказки. Нужно только прислушаться к ним и тогда диета будет для вас не ограничением, а естественным процессом. Аюрведа делит год на шесть сезонов:

СЕЗОН ХЕМАНТА (декабрь-январь)

Диета: Предпочтительнее горячая пища с кислым и соленым вкусом. Пейте больше теплой воды и молока. От сухой пищи и перекусов нужно отказаться.

Не стоит: переохлаждаться и эмоционально возбуждаться.

Сделать акцент: на занятиях сексом.

СЕЗОН ШИШИРА (февраль-март)

Диета: Ешьте больше сладкой и соленой горячей пищи, риса и бобов. Пейте чай с имбирем.

Не стоит: много отдыхать и спать днем.

Сделать акцент: на прослушивании расслабляющей музыки.

СЕЗОН ВЕСАНТА (апрель-май)

Диета: Показано употребление пищи с горьким и острым вкусом, овощей и злаков. Избегайте сладких напитков и продуктов с кислым вкусом.

Не стоит: грустить, нервничать, спорить.

Сделать акцент: на занятии йогой и спортом.

СЕЗОН ГРИШМА (июнь-июль)

Диета: Больше пейте. Увеличьте употребление жирной, сладкой и холодной пищи.

Не стоит: долго пребывать на солнце и интенсивно заниматься спортом.

Сделать акцент: на пеших прогулках.

СЕЗОН ВАРША (август-сентябрь)

Диета: Выбирайте пищу с горьким и острым вкусом. Пейте теплую воду с медом (на 1 стакан 1 чайная ложка). Не садитесь на диету.

Не стоит: активно заниматься сексом.

Сделать акцент: на массаже с арома-маслами.

СЕЗОН ШАРАДА (октябрь-ноябрь)

Диета: Ешьте пищу с горьким, сладким и вяжущим вкусом. Употребление мяса и йогуртов снизьте до минимума.

Не стоит: сидеть дома, вести малоподвижный образ жизни.

Сделать акцент: на общении с друзьями.
Определить на вкус

В Аюрведе существует шесть основных вкусов. Каждый из них содержит особый вид энергии и обладает определенным эффектом (например, сладкий вкус омолаживает, а острый избавляет от лишнего жира). Однако система вкусов в Аюрведе отличается от традиционной. Вот ее схема:

    Сладкий вкус: рис, молоко, пшеница, бобовые, хлеб, мясо, орехи, финики, изюм, сахар
    Кислый: сметана, сыр, йогурт, цитрусовые, помидоры, шиповник
    Соленый: морская капуста, соль, уксус
    Острый: лук, чеснок, горчица, мята перечная
    Горький: куркума, шпинат, баклажаны, листовой салат, маслины, щавель
    Вяжущий: зеленые бобы, капуста, гранат, хурма