Автор Тема: Музыкотерапия  (Прочитано 1077 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Moonlit

  • Гл. модератор
  • Свой в доску
  • *****
  • Сообщений: 333
  • Лайков: 148
  • Карма: 180
Музыкотерапия
« : Октябрь 18, 2015, 08:22:08 pm »
Музыка, которая лечит
Музыка может успокоить или, наоборот, возбудить. Развеселить или заставить плакать. Все мы – кто реже, кто чаще – пользуемся этими ее возможностями. Однако мало кто знает, что музыку, как таблетку, можно «принимать» от головной боли, лишнего веса, неврозов или бессонницы.



Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:
Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний
Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства.
Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работ.
Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.
Чужие проблемы решаю. Свои коллекционирую.


Оффлайн Moonlit

  • Гл. модератор
  • Свой в доску
  • *****
  • Сообщений: 333
  • Лайков: 148
  • Карма: 180
Re: Музыкотерапия
« Ответ #1 : Октябрь 18, 2015, 08:25:29 pm »
Музыкотерапия

В колледжах и университетах западных стран давно разработаны программы по подготовке музыкотерапевтов. Медицина объединяется с музыкой при лечении довольно многих болезней. Обезболивающий и расслабляющий эффект от воздействия классической музыки известен давно, и сейчас это взяли на вооружение даже врачи-стоматологи и акушеры.
Использование в комплексно-санаторном лечении психотерапии с элементами музыки значительно улучшает самочувствие больных неврозами, депрессиями, расстройствами сна. После двух-трех сеансов группового гипноза-отдыха под специально подобранную мелодию сон восстанавливается у 45 процентов пациентов, к концу лечения – у 75-80 процентов.
Специалисты отмечают, что музыка влияет на выработку гормонов, которые связаны с эмоциональными реакциями, например с ощущением радости и тревоги, проявлением отваги, мужества.
В голландских больницах проводятся исследования по выявлению воздействия музыки на течение болезней сердца. Известно, что «сердечникам» показаны мажорные мелодии.
Во Франции, в Национальном институте переливания крови, во время операций передается музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания.
В Китае и Японии музыкотерапевты помогают пациентам сформировать домашнюю музыкальную аптечку, в которой могут лежать диски «Печенка», «Легкие», «Мигрень», «Пищеварение» и т.д.

Эффект Моцарта

Самой полезной для здоровья и красоты специалисты считают музыку Моцарта. По мнению врачей, она не очень быстрая, но и не слишком медленная, не громкая, но и не очень тихая, плавная, но не монотонная. С этим, конечно, можно поспорить: достаточно вспомнить хотя бы первые части большинства симфоний и увертюры моцартовских опер. Кроме того, манера исполнения часто зависит от интерпретатора. Однако по результатам воздействия этой музыки контраргументов не найдется. Произведения Моцарта рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, а также во время восстановительного периода, например после студенческой сессии, ночной смены, экстремальных ситуаций и т.д.

В 1993 году Фран Роше, невролог из университета Висконсина, обнаружил необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Прослушивание «Сонаты для двух фортепиано до мажор» совершенствовало умственные способности студентов – они лучше выполняли тесты.
Другие испытания также показали положительное влияние на работоспособность мозга именно музыки Моцарта, и никакой другой.
Однако до сих пор ученые спорят, является ли это следствием просто хорошего настроения, которое создает классическое музыкальное произведение, или это результат более глубоких физиологических процессов, как-то связанных с особенностями данной музыки.
Роше тем не менее продолжает сообщать науке о результатах новых исследований «эффекта Моцарта». На этот раз музыку давали слушать крысам, которые должны были выполнять разнообразные задания на память и сообразительность. Как и в случае с людьми, Моцарт существенно улучшал способность животных выполнять тестовые задания. Ученый обнаружил, что музыка повлияла на активность определенных генов и выработку ряда белков, ответственных за память и внимание.
Европейские специалисты отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, на котором ее исполняют. Например, звучание кларнета положительно влияет на систему кровообращения, струнные инструменты действуют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, а флейта позитивно воздействует на легкие и бронхи слушателей.

Музыка здорового питания

Музыкальное сопровождение во время еды влияет на процесс усвоения пищи. Например, ужин с Моцартом способствует пищеварению, а современная музыка, особенно в быстром темпе, ритмично бьет «ударной установкой» по желудочно-кишечному тракту. Действительно, когда челюсти инстинктивно двигаются в ритме «хита», пища пережевывается кое-как, в результате воздуха и еды заглатывается больше, чем нужно. Ученые обнаружили, что еда под «попсу» гарантирует лишние килограммы.
Хорошая музыка, звучащая за обедом, улучшает аппетит и положительно влияет на секрецию желудочного сока. Медленная неторопливая трапеза под классику способствует усвоению пищи. Английский ученый Л. Демлинг установил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока, а британские психологи обнаружили, что классическая музыка располагает к более продолжительным обедам в ресторане.
В течение трех недель ученые Университета Лейстера проводили исследования в ресторане Softleys, расположенном неподалеку. Один день посетителей кормили в полной тишине, на следующий день под поп-музыку, затем под классику, затем снова в тишине. Когда в качестве фона звучала классическая музыка, клиенты ресторана расходовали на еду и напитки в среднем более £24 (около $40) на человека. Они вкушали не спеша и улыбались. Когда же играла поп-музыка, каждый обедающий тратил менее £22 и быстро покидал заведение. Если же принятие пищи проходило в тишине, то расходы клиентов падали до £21,7 за человека, и ресторан напоминал кафе в стиле fast-food.

«Когда мы слышим классическую музыку, то подсознательно у нас возникают ассоциации, связанные с изысканностью, роскошью, богатством, — объяснил этот феномен преподаватель психологии Университета Лейстера доктор Адриан Норт. — Это поднимает настроение, и в результате заставляет потратить немного больше денег. Именно под классическую музыку люди заказывали то, что создает особый настрой, — аперитив, десерт, кофе».

90х60х90 в сопровождении оркестра

Лучший способ обеспечить сохранность фигуре – регулярно заниматься в тренажерном зале…под все ту же неувядающую классику. Однако популярные виды гимнастики (аэробика, шейпинг и пр.) сопровождаются однообразной громкой музыкой, которая совсем не помогает улучшить фигуру.
Тренеры американских фитнес-центров обнаружили, что занимающиеся под классические произведения худеют быстрее. Может быть, все дело в том, что под мелодии Вивальди группа добровольцев одного эксперимента крутила педали велотренажера на полчаса дольше, чем под попсу?
А еще доказано, что использование музыки во время косметологических процедур значительно улучшает их эффективность.

Здоровый репертуар

Мы все пользуемся музыкой в «лечебных целях», но, как правило, чисто интуитивно. Просто знаем, что от этого мотива голова трещит, а вот под эту мелодию можно и вздремнуть. Однако ученые уже разработали совершенно конкретные музыкотерапевтические рекомендации.
Хроническая усталость. Музыка Брамса, например, «страстным стремлением к покою и внутренней гармонии» исцелит от усталости. Вспомним третью часть Третьей симфонии, первую часть Четвертой, Скрипичный концерт и, конечно, «Венгерские танцы» (заряд энергии на неделю, особенно если послушать в понедельник утром).
Музыка для снятия эмоционального стресса. «Картинки с выставки» Мусоргского умиротворяют. Эта фортепианная сюита напоминает музыкальную галерею разнохарактерных сцен и образов. В каком-нибудь из них как в зеркале наверняка будет отражен и характер того, кто сердится или раздражен. На что похожи эти эмоции? Может быть, на «Гнома», «Бабу-Ягу», «Быдло» или на «Старый замок»? Тема «Прогулки» поможет забыть о гневе, сбросить напряжение.
От раздражительности и неврозов поможет музыка Чайковского.
Подойдет любая – от «Вариаций на тему рококо» до «Славянского марша». Особое внимание стоит уделить балетам, увертюре-фантазии к «Ромео и Джульетте», симфонии «Зимние грезы» и, конечно, его операм.
От мигрени японские врачи обычно предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Американец в Париже» Гершвина. Головную боль снимает прослушивание полонеза Огинского.

Музыка, нормализующая сон.

Это сюита «Пер Гюнт» Грига ( как ни странно). Однако если захочется разнообразить музыкальный репертуар, то перед сном можно послушать «Медитацию» Массне, «Адажио» Родриго, «Баркаролу» Оффенбаха и, кончено, «Песни без слов» Мендельсона.
Музыка для стабилизации давления. Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.
«Свадебный марш» — это часть цикла «Сон в летнюю ночь», написанного для театральной постановки комедии Шекспира. Оба автора вряд ли нуждаются в представлении. Нежная музыка Мендельсона и шекспировское равноправие человеческих и волшебных (царь и царица эльфов) персонажей, классически закрученная интрига, тем более что действие происходит в ночь летнего солнцестояния, когда, по поверьям, должны твориться разные чудеса, – это музыкальное чудо, несомненно, окажет на давление самое благотворное влияние.
Музыка бодрости и спокойного настроения. Некоторые исследователи утверждают, что музыка периода барокко стимулирует альфа-волны – ритм головного мозга, связанный с бодрствованием и ощущением спокойствия. Самыми знаменитыми композиторами периода барокко считаются Бах, Боккерини, Телеман, Вивальди и Гендель.

Музыка для хорошего настроения.

Джаз, блюз, соул, калипсо и немного регги поднимают настроение и избавляют от депрессии.
Главное правило: музыка не должна быть слишком быстрой, громкой и диссонансной, в противном случае в организме происходит выброс адреналина, который далеко не всем полезен.

Рок– музыка и ее дозировка

Голландские ученые провели эксперимент: три разных поля засеяли одним и тем же растением. После того как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали «озвучивать» рок-музыкой, второе — классической, третье — фольклорной. Через некоторое время на первом поле часть растений полностью пропала, остальная часть поникла. На втором и третьем полях растения развивались нормально. Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет.
Несколько лет назад в телевизионной программе «Утро» один психотерапевт рассказал о музыкальном эксперименте на птицефабрике. Рядом с курицей установили усилитель и включили тяжелый рок. Курица сначала забеспокоилась, затрясла гребешком, закружилась на месте, будто в танце, стала совершать бессмысленные беспорядочные движения, прятать голову, а потом повалилась на бок, и ее лапы начали судорожно скрючиваться. Страдания несчастной птицы были очевидны.
Установлено, что человеческое ухо может справиться с шумом до 85 дБ (уровень шума на дискотеке – до 120 дБ). Ученые вычислили, что без ущерба для слуха люди могут находиться только 5 минут на дискотеке и 30 секунд в наушниках. Кстати, из наушников, включенных на среднюю громкость, вырывается шум, соответствующий грохоту тяжелого грузовика, — 90 дБ. Так что делайте выводы!

Музыка и красота объединяются еще до нашего рождения

Как считают психологи, реагировать на музыку ребенок начинает еще в утробе матери. Некоторые полагают даже, что классические произведения способны оказать благотворное влияние не только на здоровье и умственные способности, но и на внешние данные ребенка.
Гармония звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера. Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное «обучение», обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартных темпов физического и речевого развития.
В ходе экспериментов было обнаружено, что плод успокаивается при звуках музыки Вивальди и Моцарта, а при проигрывании произведений Бетховена или Брамса начинает энергично толкаться.
Очень полезно беременным пение. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Орган слуха малыша получает необходимую ему тренировку и стимулирует мозг. Несколько десятилетий назад знаменитый французский акушер Мишель Оден организовывал в своей клинике хоры а-cappella из будущих мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши.

Музыка воды, леса, джунглей и т.д.

Сегодня на прилавках музыкальных магазинов можно увидеть разнообразные кассеты и диски с оригинальными компиляциями, например «Канон Пахельбеля и море», «Времена года» Вивальди и пение птиц, «Фортепианный концерт Моцарта и звуки дождя» и т.д. Такого рода эксперименты абсолютно безвредны и весьма любопытны. Более того, они даже оправданы исторически, потому что в старые добрые времена оркестры выступали в роскошных садах и парках на фоне изысканных фонтанов и декоративных водопадов в сопровождении ветра, колышущего деревья, и поющих птиц, затаившихся в ветвях.


По материалам журнала "Новости а мире косметики"
Автор: Мария Флетчер
Источник: beautytime.ru
Музыка, которая лечит.

Чужие проблемы решаю. Свои коллекционирую.


Оффлайн Moonlit

  • Гл. модератор
  • Свой в доску
  • *****
  • Сообщений: 333
  • Лайков: 148
  • Карма: 180
О музыке
« Ответ #2 : Октябрь 18, 2015, 08:32:26 pm »
Музыка по-разному влияет на человека. Она может излечивать или, наоборот, приносить вред. Воздействуя в первую очередь на подсознание, музыка может заменить сеанс психотерапии, давая облегчение и восстанавливая душевное равновесие.

Сейчас продаются аудиозаписи, которые воспроизводят шум леса, звуки дождя, морской прибой, пение птиц. Есть музыка, которая имитирует звуки природы или дополняет их.

Такие мелодии помогают человеку успокаивать измотанную суетой нервную систему, врачуют психику не хуже таблеток и микстур.

Каждый человек может вспомнить момент, когда любимая мелодия исправляла настроение, когда начинавшее болеть сердце под воздействием музыки успокаивалось, а повышенное давление приходило в норму.

Музыка возникла у шаманских костров, чтобы лечить психические дисгармонии. Музыка обладает огромным терапевтическим потенциалом, который в настоящее время наука только начинает изучать...

Ученые пытаются понять, каково эстетическое, эмоциональное, психологическое, физиологическое и биохимическое воздействие музыки на человека.

Но достоверно установлено, что классическая музыка композиторов прошлых веков благотворно влияет на живой организм. Даже опыты ученых на растениях и животных подтвердили это.

Послушайте «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Американца в Париже» Джорджа Гершвина или что-нибудь из Моцарта. Японские ученые обнаружили: произведения этих композиторов прекрасно снимают приступ шумовой мигрени, которая нередко разыгрывается после вечеринки под хеви-металл и поп-музыку, заставляющую отзываться болью чувствительные сосуды.

А знаете ли вы, что, например, «Реквием» Моцарта в период эпидемий использовался для изгнания болезней, а музыка Баха, Генделя, Брамса помогает стать собранными, внутренне очищает психику от всего ложного, наносного.

Музыка Бетховена — от Бога — основные свои произведения он написал, будучи уже глухим...

А вот музыка «битлов », наоборот, опустила молодежь в разврат и балдеж от наркотиков, фактически открыв двери в этот нечеловеческий мир. То же делают продолжатели этой традиции, которые появились на фундаменте «Битлз». По сравнению с ними «битлы» — это просто детский сад... Не нужно особо описывать разрушительное воздействие тяжелого рока, поп-эстрады и т.п. на психику и физиологию человека - и так все ясно.

Будьте аккуратны в выборе музыки, особенно современной, ведь вам неизвестно, от какого «фонаря» и для чего она написана и что в результате ее прослушивания войдет в ваше тело...

Как работает звук

Музыка - явление физическое.

В каждом конкретном случае она представляет собой определенную совокупность звуковых сигналов, которые проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга.

Возникающие реакции слуховой адаптации порождают различные эстетические переживания, динамика которых всегда приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям, действует на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга и кровообращение.

Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое - тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.

Поэтому неудивительно, что мелодии, доставляющие радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.

Интересно, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. Поэтому обед в музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, но и с физиологической точки зрения.

Замечено, что элегии, ноктюрны и колыбельные помогают при легких формах депрессии и психозах.

По мнению специалистов, музыка действует избирательно - в зависимости не только от ее характера, но и от инструмента, на котором она исполняется.

Приятная музыка улучшает концентрацию внимания и тонизирует нервную систему.

О Пифагоре

В древних эзотерических учениях лира считалась символом человеческой конституции: корпус инструмента представлял физическое тело, струны - нервы, а музыкант - дух. Играя на нервах, дух творил гармонию музыки, которая, однако, «превращается в дисгармонию, если природа человека развращена», - говорил Пифагор.

Греческий ученый Пифагор все явления природы рассматривал с точки зрения математического основания. Пифагор подчеркивал глубочайшее воздействие музыки на чувства и эмоции человека. Он также не колебался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это «музыкальной медициной». Он утверждал, что душа должна быть очищена от иррациональных влияний торжественным пением, которому следует аккомпанировать на лире.

Пифагор открыл, что семь модусов, или ключей, греческой системы музыки имеют способность влиять на силу возбуждения различных эмоций.

Известно также, что Эскулап, греческий врач, лечил радикулит и другие болезни нервов громкой игрой на трубе перед пациентом.

Пифагор лечил многие болезни души и тела, играя составленные им специальные композиции.

Пифагор начинал и заканчивал свой день пением: утром для того, чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность для дневной жизни, а вечернее пение должно было успокоить и настроить на отдых.

Ямвлих писал о терапевтической музыке Пифагора так: «И некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости и гнева, против заблуждений души. А были еще мелодии, которые умеряли желания».

Эмиль Науманн так говорил о музыке Пифагора: «Пифагор ограничивал значение музыки, полагая ее предназначенной только лишь для того, чтобы создавать бодрые мелодии, внушать любовь ко всему благородному и ненавидеть все плохое.

Он полагал, что на внутренние чувства людей больше всего влияет мелодия и ритм. Будучи твердо убежденным в этом, он соглашался с Дамоном из Афин, музыкальным учителем Сократа, что введение новой возбуждающей школы может представить угрозу для целой нации и что невозможно изменить ключ без потрясения основ государства. Пифагор считал, что музыка, которая облагораживает ум, гораздо более высокого порядка апеллирующая к чувствам, и он упорно настаивал на том, что долг государственных мужей - запретить вольную, изнеженную и похотливую музыку и дозволять только чистую и благородную, и что бодрые живые мелодии подходят для мужчин, а мягкие и плавные - для женщин.

Из этого видно, что музыка играла значительную роль в воспитании греческой молодежи. Величайшая осмотрительность должна была быть в выборе инструментальной музыки, потому что отсутствие слов делало ее смысл сомнительным, и заранее трудно было предвидеть, произведет ли она на людей благодетельное или губительное действие. Народный вкус, всегда замешанный на чувственных и распутных мелодиях, должно рассматривать с величайшим презрением».

Даже сегодня военная музыка производит впечатляющий эффект, вызывая прилив патриотизма, а религиозная музыка, хотя она больше не развивается в соответствии с древней теорией, все же очень сильно влияет на эмоции светских людей.

Акустический мусор

Замечено, что растения растут лучше под классическую музыку, чем без нее, а под рок-музыку хуже, чем в тишине. С людьми примерно так же.

Громкие звуки убивают волосковые клетки, которые передают информацию о звуковых колебаниях в головной мозг.

Городской и производственный шумы не менее опасны. У людей 70% неврозов возникают именно из-за шума.

Длительное звуковое давление ведет к нарушению логики и неуравновешенности. Те, кто живут рядом с оживленными автомагистралями, часто страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы, гипертонией, расстройствами пищеварения.

Порог звуковой опасности составляет 80 дБ, звук работающего пылесоса - 85 дБ, уровень боли - 120, рев взлетающего самолета - 150 дБ, смертельный уровень - 180.

На кафедре акустики МГУ провели недавно исследование наиболее агрессивных образцов рок- и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыка влияет на организм. И вот что получилось.

Частота основного ритма композиции «Дип Пепл» «Smoke on the water» от двух до четырех герц. Такие скачки, да еще при громкости в 80-100 дБ (как в кузнечном цеху), вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе. Тех, кто предрасположен к нервным расстройствам, к психическим заболеваниям, после двух-, трехразового прослушивания подобной композиции ожидает обострение заболеваний или нервные срывы. Шумовые призвуки или негармонические обертоны вредят нервной системе: у человека начинают дрожать руки, теряется острота зрения и слуха и одновременно в крови повышается содержание адреналина и других гормонов.

Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?».

Композиция «Битлз» «Helter Skelter» - это пример, когда на первый взгляд приятная и благозвучная музыка может оказаться на поверку не менее вредной. Здесь основной ритм (около 6,4 герц) находится в опасной для человека области резонансных частот грудной клетки и брюшной полости. При прослушивании этой композиции могут появиться внезапные боли в животе и груди. Кроме того, поскольку основной ритм композиции по частоте близок к частоте одного из ритмов головного мозга, существует реальная угроза резонансного совпадения этих частот. Как показали эксперименты с животными, подобное совпадение частот нередко приводит к самому настоящему сумасшествию.

Даже 10-минутное «наслаждение» рок-музыкой на громкости в 100 дБ снижает чувствительность уха настолько, что наступает частичная потеря слуха. А на рок-концертах нередко интенсивность звука достигает 120 дБ, т.е. болевого порога.

Лечение музыкой

Истории известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса.

В XVI веке в Италии, к примеру, население нескольких крупных провинций охватила необычайная психическая эпидемия. Тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, переставали есть и пить. Все эти люди были одержимы убеждением, что они укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно ускоряющаяся до неистовой пляски. От нее и произошла известная всему миру тарантелла.

В XIV веке Западную Европу охватила грандиозная эпидемия пляски святого Витта. По улицам городов и селений бродили толпы неистово дергавшихся бесноватых людей, которые выкрикивали нечленораздельные звуки, непристойности и богохульства, падали с пеной у рта. Эпидемия быстро прекращалась лишь там, где властям удавалось вовремя призывать музыкантов-инструменталистов, игравших медленную, спокойную, умиротворяющую музыку.

В средние века во время эпидемии чумы в городах, не переставая, звонили в колокола. Ученые установили, что активность микробов, «наслушавшихся» колокольного звона и церковной музыки, падает на 40%.

Ученые утверждают, что звуки определенной частоты, исходящие с разной периодичностью, способны разрушать болезнетворные микробы, расслаблять мускулатуру и выводить из депрессии.

Идея исцелять музыкой родилась задолго до возникновения современной цивилизации. Об этом упоминается еще в Ветхом Завете. В библейской притче рассказывается о том, как Давид излечил израильского царя Саула от черной меланхолии своей игрой на гуслях. Эскулапы Древнего Египта советовали страдающим бессонницей слушать пение хора.

Корифеи античного мира Пифагор, Аристотель, Платон утверждали, что музыка устанавливает порядок и равновесие во всей Вселенной и, прежде всего, воссоздает гармонию в физическом теле.

Выдающийся арабский философ Авиценна 1000 лет назад музыкой лечил от нервных и психических заболеваний.

Русские знаменитые ученые: И. Сеченов, С. Боткин, И. Павлов говорили о необыкновенной способности мелодичных звуков вызывать приятные эмоции, повышать активность коры головного мозга, улучшать обмен веществ, стимулировать дыхание и кровообращение. В своих трудах они писали, что в состоянии стресса в мозге появляются десинхронные ритмы, нарушающие нормальное течение мыслей и чувств.

Музыка восстанавливает слаженность всех процессов, возвращая душевное равновесие.

Как показали эксперименты, особенно сильное оздоровительное воздействие на психическое и физическое состояние больных оказывает звучание струнных инструментов (прежде всего скрипка, на последнем месте - гитара). Такая музыка способствует нормализации артериального давления, уменьшает болевые ощущения, укрепляет волю больного, регулирует работу сердца. Обязательным условием является то, что музыкальные произведения должны исполняться профессионалами. Фальшиво взятые ноты могут негативно повлиять на физическое тело.




zdorovja.com.ua
Чужие проблемы решаю. Свои коллекционирую.


Оффлайн Moonlit

  • Гл. модератор
  • Свой в доску
  • *****
  • Сообщений: 333
  • Лайков: 148
  • Карма: 180
Re: Музыкотерапия
« Ответ #3 : Октябрь 18, 2015, 08:42:44 pm »
Определенные ноты влияют на определенные органы:
звуковая частота, соответствующая ноте до, влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы;
ре - на желчный пузырь и печень;
ми - на органы зрения и слуха;
фа - на мочеполовую систему;
соль - на функции сердца;
ля - легкие и почки;
си - на функцию энергообмена, согревая тело. Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие - с верхней (головой).

Сердце музыкотерапии

В основе музыкотерапии лежит несколько видов воздействия:

1. Психо-эстетическое - возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд;

2. Физиологическое - с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма;

3. Вибрационное - звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне.
Музыкальные программы, разработанные учеными-медиками

Учеными-медиками разработаны следующие музыкальные программы:
снятие стрессов и облегчение болей у взрослых и детей;
повышение резервных особенностей организма человека;
лечение бронхиальной астмы;
лечение психосоматических расстройств;
для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения;
для престарелых и лиц, которые нуждаются в постоянном уходе;
для детей и взрослых, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии.
Пение как оздоровительная процедура

Ученые доказали, что пение укрепляет иммунную систему. Исследуя кровь людей, в течение 60 минут исполнявших «Реквием» Моцарта, они обнаружили, что концентрация иммуноглобулина А, формирующего защитный клеточный барьер, существенно повысилась, так же как и гидрокортизона - антистрессового гормона.

Вывод: пение улучшает и иммунитет, и настроение поющих.

Вокалотерапия - метод, обладающий высокой терапевтической эффективностью. Это подтверждено лабораторными исследованиями: бронхоскопией, компьютерной томографией и клиническими анализами крови поющих.

Воздействие музыки внутриутробно

Ребенок в чреве матери на 38-й неделе внутриутробного развития отчетливо слышит музыку и реагирует на нее!

Спокойные и лирические мелодии делают его спокойным и тихим, заводные и веселые - радостным, подвижным, а тяжелые ритмы ребенка пугают и беспокоят.

Ученые предлагают для укрепления двигательной, дыхательной и нервной систем будущего ребенка матери слушать следующие аудиозаписи:
Моцарт - Флис: «Спи, моя радость, усни»;
Дунаевский - Лебедев-Кумач: «Сон приходит на порог»;
Островский - Перова: «За печкою поет сверчок»;
Хренников - Гладков: «Колыбельная Светлане»;
Чайковский - Майков: «Спи, дитя мое».

При прослушивании этих мелодий происходит даже корректировка плода, его гармоничное формирование и развитие направляется в нужную сторону.
Облегчение некоторых состояний с помощью музыки и пения

Сердечно-сосудистую систему, в том числе и кровяное давление, приведет в норму «Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. Очень помогает и прослушивание русских народных песен, так и самостоятельное исполнение их.

Родовые боли для матери и шок от появления на свет малыша проходит значительно легче под расслабляющие звуки: шум прибоя, пение китов, крики дельфинов.

Дыхательная система любит вокальное пение. Вокальное пение избавляет даже от бронхиальной астмы.

Желудочно-кишечный тракт с радостью воспринимает «Соната №7» Бетховена.

Боли, в том числе и головную, уменьшает прослушивание полонеза Огинского, «Венгерской рапсодии» Листа, «Фиделио» Бетховена.

Повышенную раздражительность и агрессивность снимают «Лунная соната» Бетховена, «Кантата №2» и «Итальянский концерт» Баха, а также «Симфония» Гайдна.

Умиротворяют и гармонизируют психику «Колыбельная» Брамса, «Свет луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.

От бессонницы и депрессий - сюита «Пер Гюнт» Грига, «Грустный вальс» Сибелиуса, «Грезы» Шумана, пьесы Чайковского.

Облегчает течение эпилепсии «Соната К448» Моцарта.

«Лее Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова подойдут для лечения алкоголизма и курения.

Вообще прекрасно воздействует "Реквием " Моцарта на людей, находящихся в тоске, печали и депрессии. Как ни странно, эти состояния исчезают довольно быстро.

Слушайте музыку! Наблюдайте, какие произведения и как на вас воздействуют... Собирайте в свою фонотеку те, которые вам помогают.

И... пойте сами! А также учитесь играть на музыкальных инструментах...


Валерия Волкова
zdorovja.com.ua
« Последнее редактирование: Октябрь 18, 2015, 08:56:45 pm от Moonlit »
Чужие проблемы решаю. Свои коллекционирую.


Оффлайн Moonlit

  • Гл. модератор
  • Свой в доску
  • *****
  • Сообщений: 333
  • Лайков: 148
  • Карма: 180
Исцеление через магию звука
« Ответ #4 : Октябрь 18, 2015, 08:56:27 pm »
Различия во влиянии музыки на состояние человека заложены, в первую очередь, в её ритме (или темпе), то есть в количестве ударов (тактов) в минуту. В последнее время всё большее распространение получают музыкальные направления, где частота ударов в мин достигает 240. Образно говоря, она — прямой удар непосредственно по мозгу и по желудочно-кишечному тракту. Профессиональным заболеванием немалого процента среди эстрадных музыкантов является язва желудка, возможно, связанная обсуждаемыми параметрами музыки. Также эта частота затрагивает сердечно-сосудистую, иммунную и нервную системы.

* Ритм вальса составляет около 50—80 ударов в минуту.
* Рок-н-ролл и родственные ему музыкальные формы имеют около 120 ударов в мин
* Транс — темп от 130 до 160 и более ударов в минуту.
* Драм-энд-бэйс - звучит начиная от 140 ударов в минуту и может достигать аж 200.
* Хаус — Темп этой музыки довольно статичен. Обычно он колеблется около 130 ударов.
* Техно - темп от 135 ударов до 145 ударов в минуту.
* Хардкор. 140-300 ударов в минуту
* Брейккор - 220 ударов в минуту, что намного больше, чем у любого другого стиля электронной музыки и достигать может совсем космических значений. Известны некоторые композиции в этом стиле, которым присуще значение в 666 bpm.
* Электро - это стиль электронной музыки, взявшей свои корни из хип-хопа 125 ударов и немногим более
* Брейкс (Breaks) - играется с темпом приблизительно 120-130 bpm.

Для лечения различных заболеваний, как не сложно догадаться, нужна разная музыка.
Кардиологи отдают предпочтение классике: она способствует восстановлению нормального сердечного ритма и существенно повышает уровень иммуноглобулина.
А прослушивание, например, сонаты Моцарта для двух фортепиано в течение 10 минут позволяет страдающим болезнью Альцгеймера, лучше ориентироваться в пространстве и времени. В будущем компакт-диски с такой музыкой будут продаваться в аптеках, как аспирин.

Вот некоторые «музыкальные рецепты» больным:
* от алкоголизма и курения: «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова;
* от невроза и раздражительности: бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева;
* от язвы желудка — «Вальс цветов»;
* от синдрома хронической усталости: «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы «Хованщина») Мусоргского, романс «Вечерний звон», мотив песни «Русское поле», «Времена года» Чайковского;
* от депрессии: «Вальс» Шостаковича, оркестр Пурселя, произведение «Мужчина и женщина» Лея, романс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метелица» Свиридова;
* от болезней сердца и кровяного давления: «Свадебный марш» Мендельсона;
* от бессонницы: сюита «Пер Гюнт» Грига;
* от гастрита: «Соната № 7» Бетховена;
* от эпилепсии: произведения Моцарта (они снижают риск наступления припадков от 21 до 62 %).

ОТДЕЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ и СПЕЦИФИКА их ВЛИЯНИЯ на ОРГАНЫ и СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, с помощью которого она исполняется. Ниже приводится некоторые данные об особенностях влияния на человека отдельных музыкальных инструментов, почерпнутые из мирового музыкотерапевтического опыта:

СКРИПКА – лечит душу, успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;

ОРГAН – проводник энергии “космос – земля – космос”; приводит в порядок ум, гармонизирует энергетический поток в позвоночнике;

ФОРТЕПИАНО (ПИАНИНО, РОЯЛЬ) – корректирует работу почек и мочевого пузыря, очищает щитовидную железу, гармонизирует психику;

БАРАБАН – восстанавливает ритм сердца, лечит печень, приводит в порядок кровеносную систему;

ФЛЕЙТА – очищает, лечит легкие и бронхи, благотворно воздействует на кровообращение;

АРФА – гармонизирует работу сердца;

ВИОЛОНЧЕЛЬ – лечит сердце, благотворно действует на почки;

ЦЫМБАЛЫ – уравновешивают энергетику печени;

ГАРМОНЬ, БАЯН, АККОРДЕОН – активизируют работу всей брюшной полости;

САКСОФОН – активизирует сексуальную энергию, лечит всю мочеполовую систему, заболевания легких, толстой кишки;

КЛАРНЕТ – хорошо влияет на систему кровообращения, на печень;

МЕТАЛЛОФОН, КОЛОКОЛЬЧИКИ – излечивают болезни легких, толстой кишки, устраняют тоску (депрессию).

БУБНЫ, БАРАБАНЫ, ДУДОЧКИ, РОЖКИ, ФЛЕЙТЫ, ТРУБЫ – самые первые музыкальные инструменты в истории человечества. /В связи с этим, вероятно, и звуки этих инструментов могут быть самыми лечебными (по крайней мере, такая гипотеза существует)./

ГИТАРА, СКРИПКА, ВИОЛОНЧЕЛЬ, АРФА, АЛЬТ (т.е. струнные) – лучшие инструменты для “сердечников” (действуют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, а также на тонкий кишечник). /Ученые из г. Самарканда на основе собственных изысканий пришли к выводу, что медленная негромкая музыка струнных инструментов снижает кровяное давление./

В ходе исследований, проведенных кафедрой нормальной физиологии медицинского факультета российского Университета дружбы народов совместно с кафедрой рефлексотерапии Московского медицинского стоматологического института и Институтом традиционной медицины и музыкальной терапии, было установлено, что лучше всего успокаивают нервы СКРИПКА и ФОРТЕПИАНО, расслабляет – ФЛЕЙТА, активизируют (или подавляют – в зависимости от музыки и времени суток) – ГОБОЙ и КЛАРНЕТ, лечит сердце – ВИОЛОНЧЕЛЬ.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕЧЕНИ И ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ излечиваются звуками барабана, ксилофона, духовых (но не металлических!) инструментов – особенно кларнета, гобоя, рожка, флейты.

БРОНХО-ЛЕГОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ лечатся звуками духовых (особенно – металлических: труба, тромбон и т.п.) инструментов.

Чужие проблемы решаю. Свои коллекционирую.


Оффлайн Moonlit

  • Гл. модератор
  • Свой в доску
  • *****
  • Сообщений: 333
  • Лайков: 148
  • Карма: 180
Re: Музыкотерапия
« Ответ #5 : Октябрь 18, 2015, 09:09:17 pm »
Чужие проблемы решаю. Свои коллекционирую.


Оффлайн Moonlit

  • Гл. модератор
  • Свой в доску
  • *****
  • Сообщений: 333
  • Лайков: 148
  • Карма: 180
Музыкальная терапия в эпоху Водолея
« Ответ #6 : Октябрь 18, 2015, 09:24:21 pm »
Музыкотерапия есть наиболее древней и естественной формой коррекции эмоциональных состояний, которой многие люди пользуются (осознанно или нет) - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
В том, что музыка способна воздействовать на человеческий организм, убеждать никого не нужно: недаром матери испокон века поют детям колыбельные песни. Современная медицина воспользовалась давно накопленными наблюдениями и разработала метод лечения музыкой. Так родилась музыкотерапия.
 
Но на самом деле музыкальная терапия существует едва ли не столько же, сколько и человек разумный. Русский психолог Рубинштейн объяснял возникновение музыки тем, что в природе все подчинено определенным внутренним ритмам, и только психика человека неритмична. Человек придумал музыку, чтобы строить и жить помогала, в самом прямом смысле. Чтобы придать ритм и гармонию своей психической жизни.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкотерапия официально признана в Европе в девятнадцатом веке, когда ее стали использовать в практике передовые врачи. Расцвет музыкотерапии приходится на двадцатое столетие. В 1961 году в Англии разработали первую программу музыкотерапии, а через пятнадцать лет там создали центр музыкотерапии.
В Германии с музыкой медики стали серьезно работать с 1978 года, а в 1985 году основали институт музыкотерапии. В Америке ассоциация музыкальной терапии возникла в 1950 году и на сегодняшний день она объединяет более трех тысяч врачей-музыкотерапевтов. В университетской клинике Мюнхена к медикаментозному лечению больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта добавили ежедневные прослушивания произведений Бетховена и Моцарта, что в большинстве случаев приводит к значительным улучшению состояния и к более быстрому по сравнению с контрольной группой рубцеванию язв.
Во Франции в Национальном институте переливания крови во время операций звучит музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания. В Голландии используют музыку в клиниках сердечно-сосудистых заболеваний. А в Австралии - для лечения тех, кто страдает болями в суставах и позвоночнике. Ну, а съезды и конференции по всему миру - уже давно самое обычное дело.
Сегодня музыкальную терапию применяют практически во всех странах Западной Европы. Например, в шведской школе, основателем которой считается А.Понтвик, исходным моментом является концепция психорезонанса, она исходит из того, что глубинные слои человеческого сознания могут приходить в резонанс со звучащими гармоническими формами и таким образом выявляться наружу для анализа и понимания. Опираясь на понятия "коллективного бессознательного" и "архетип" К. Юнга.
А. Понтвик разработал представление о путях проникновения в глубинные слои психики через пропорциональные соотношения звуков, дающие эффект обертонов. В американском направлении музыкальной психотерапии ее лечебный эффект основывается на идеях традиционного психоанализа. Стремясь во время сеанса добиться от пациента, чтобы он вспомнил эмоционально травмировавшие его ситуации, психотерапевт при помощи музыки доводит их до катарсической разрядки и тем самым облегчает состояние пациента.
В связи с этим большое значение приобретает подбор соответствующих музыкальных произведений, которые могли бы вызывать необходимый строй образных ассоциаций и переживаний, чей последующий анализ мог бы выяснить природу подавленного конфликта. Поэтому американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений, включающие в себя музыку самых разных жанров и стилей, но соответствующим образом классифицированных по направленности воздействия. В США  музыкальных  терапевтов готовят  24 колледжа. В целом за рубежом более 100 университетов и колледжей предлагают курсы, по окончании которых студенты получают степень бакалавра, магистра или доктора.
Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей. Детям с умственными или физическими трудностями она помогает в преодолении поведенческих проблем, эмоциональных беспокойств и беспокойств, связанных с возрастным развитием. Музыкотерапия помогает людям с умственными или физическими недостатками, неврологическими проблемами, помогает пожилыми переживать проблемы острых или хронических болезней. Музыкотерапия помогает облегчению боли и уменьшению нервного напряжения. Эффективно показала себя с детьми и взрослыми - жертвами физического, сексуального или эмоционального насилия.
Ряд исследований демонстрируют анальгетические и релаксирующие свойства музыкотерапии, что нашло применение при лечении хронических болевых синдромов различной этиологии, есть данные, об использовании музыки при проведении некоторых диагностических процедур (например, гастроскопии). Наибольшее применение музыкотерапия получила в гериатрической практике. Имеются наблюдения об улучшении функционального состояния и уменьшении патологической симптоматики в процессе реабилитации пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения.
Ряд исследований посвящено успешному использованию музыки в комплексном лечении болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера. Естественно, в таких случаях, музыкотерапия является лишь дополнением к основному лечению. Однако, применение музыки в качестве метода при лечении целого ряда заболеваний в силу эффективности, отсутствия побочных явлений и дешевизны, представляется достаточно перспективным и доступным для широкого применения.
Выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию,в частности на уровень гормонов в крови,играющих чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных реакциях. По современным представлениям, формирование целостных поведенческих реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе и на музыку, осуществляется с помощью сложнлй функциональной системы, в частности на основе специфических нейрохимических механизмах подкорки, которые вследствие химического сродства избирательно мобилизуют соответствующие образования головного мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности.
В зарубежной литературе мы находим широкое использование музыкальной терапии не только при лечении различных психических расстройств, начиная от бытовых неврозов и кончая тяжелыми формами дезадаптации в заболеваниях "большой" психиатрии, но и в практике хирургии, стоматологии, гериатрии, т. е. везде, где лечащие врачи сталкиваются с расстройством настроения пациентов и где необходимо поддержать их духовные силы в борьбе с тем или иным заболеванием.
В повседневной жизни, богатой сегодня разного рода трудностями и стрессами, музыкальная психотерапия может служить хорошим средством профилактики, помогая людям жить, работать и быть счастливыми. Музыка имеет неуловимые творчески организующие и эмоциональные качества. Они используются в медицинской связи, чтобы облегчить контакт, взаимодействие, самовыражение и саморазвитие.
Как наилучший способ лечения выступает, как оказалось, не просто прослушивание музыки, а само ее воспроизведение: игра на музыкальных инструментах, а еще лучше – пение. В процессе игры человек совершает какие-то движения в такт музыке (нажим на клавиши, растягивание мехов, движение смычка). Напрямую с дыхательной системой это связано у духовых музыкантов. Чтобы воспроизвести мелодию, музыканту приходится дышать в ее темпе.
Исследования показали, что организм (дыхательная, кровеносная системы) подстраивается под музыкальный темп лучше у музыкантов, и психологическое восприятие музыки у них тоньше: они могут заметить те оттенки, которые не замечают простые слушатели. Такое умение является следствием постоянного прослушивания и воспроизведения музыкальных мелодий, когда организм привыкает к их воздействию и уже лучше выбирает, что для него полезно.
При пении, непосредственно механические колебания голосовых связок передаются по организму, несомненно, с большей амплитудой, чем при прослушивании, где звуковой сигнал должен пройти еще толщу воздуха. С другой стороны, если делать звук громким, то это может отрицательно сказываться на слуховом аппарате и психологическом восприятии. Стоит отметить, что музыкант и певец сам может регулировать темп и громкость мелодии, в зависимости от того, что нужно организму. Таким образом, пение – идеальный способ лечения.
На сеансах лечебной музыки устанавливается среда полного доверия и творческой релаксации. Доверие и связь между пациентом и врачом необходимы для лечебного процесса, в котором акцент помещен в разработку внутренних человеческих ресурсов. Музыкальные терапевты не "достают" пациента расспросами о горе или болезни. Главное - войти в музыкальный контакт с его эмоциями и ощущениями. Часто именно это придает человеку сил в борьбе с недугом или попросту помогает разобраться в себе. Задание терапевта - не навязывать музыку, мелодию, мотив, а "зажечь" в больном его внутренний музыкальный "фонарик", который осветит темные коридоры страха.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов.
В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.).
Пение используется, чтобы помочь людям с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию, ритм и помогает в управлении дыханием. Песни помогают пожилым людям вспомнить значительные события в их жизни, с которыми связаны положительные эмоции. Музицирование на инструментах раскоординированным людям помогает в восстановлении координации движений, а игра в инструментальных ансамблях помогает закомплексованному человеку осваиваться в коллективе.
Ритмические занятия используются, чтобы улучшить потенциал в движении, проворстве, силе, равновесии, координации, походке, искусстве дыхания и мускульной релаксации. Ритмические компоненты музыки помогают увеличивать жизненный тонус. Импровизация же освобождает творческие, глубоко скрытые средства выражения чувств. Через пение, музицирование и танец люди взаимодействуют друг с другом и переживают чувства, невозможные в повседневной жизни. При импровизации предлагается возможность делать выбор, что помогает развитию решительности.
Песня как средство выражения и понимания опасений помогает детям избавиться от страхов. Для людей с хроническими болезнями музыкотерапия - большая помощь для исследования переживаний относительно жизни и смерти.
Слушание музыки помогает развитию особого типа внимания и памяти, облегчает процесс преодоления трудностей, обеспечивая творческую среду для самовыражения. Музыка вызывает воспоминания и ассоциации. Активное слушание музыки в расслабленном и восприимчивом состоянии стимулирует мысли, образы и чувства, которые могут быть далее исследованы и обсуждены с врачом или внутри благосклонного общества. Слушание музыки - хороший способ исследовать и понимать нашу и другие культуры.
При музыкотерапии происходит постоянный приток энергии внутрь нашего организма до тех пор, пока не достигается гармония. Музыкотерапия приводит человека к пониманию и использованию силы этой гармонии, которая незаметно направляет процесс ее достижения. При музыкотерапии человека учат и направляют не правила и законы, а соматическая (телесная) реальность, которую музыка возвращает к самым первым ощущениям после рождения, давно забытым нами, чтобы эта реальность родилась вновь.
Музыкотерапия хорошо сочетается с физическими упражнениями. Суть спортивных тренировок не в совершенствовании мышц: спортсмен может обладать совершенной мускулатурой, и тем не менее внезапно умереть. Одной из причин частых инфарктов или преждевременного старения организма у спортсменов как раз и является разрыв между психической деятельностью и нервно-телесной структурой.
Любые физические упражнения будут более полезны, если их делать так, как нравится, а не так, как предписано спортивной наукой. Главное - это получить удовольствие и счастье от процесса. В музыкотерапии надо идти вслед за движением, вслед за музыкой, надо стараться больше думать не о теле, а обращать внимание только на наслаждение внутри себя. В определенный момент вы почувствуете, что уже не вы идете за музыкой, а музыка несет вас. Какая музыка? Та, что родилась в вас самих.
Когда человек под влиянием музыкотерапии овладевает способностью двигаться изнутри, это всегда очень приятно. Извне становится заметно, что этого человека направляет что-то прекрасное, делающее его более тонким, сильным и красивым, что-то, что одновременно руководит им и дает ему свободу. Также музыкотерапию хорошо сочетать с ароматотерапией, дыхательными упражнениями и с живописью.
Методика музыкотерапии из опыта работы института педиатрии г.Москвы впервые была опробированна в Казахстане в неонатальном центре г.Астана на базе детской городской больницы №1. Целью исследования было изучить влияние музыки на восстановление неврологического статуса у новорожденных детей. Исследованию подверглись дети с неблагоприятным анте- и интранатальным периодом развития, и которым в постнатальном периоде был выставлен диагноз: "ПЕРИНАТАЛЬНАЯ  ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ" или "РОДОВАЯ ТРАВМА".
 
Изучая влияние музыки на неврологический статус новорожденных, были сделаны следующие выводы:
1. При проведении музыкотерапии общее состояние детей нормализуется в два раза быстрее.
2. Музыка способствует улучшению соматических и функциональных показателей у новорожденных.
3. Музыкотерапия значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма.
4. Применение сеансов музыки у новорожденных детей способствует нормализации частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.
 
Ребенок в чреве матери способен слышать музыку. При помощи специального ультразвукового сканера было обследовано несколько десятков беременных женщин. Во время эксперимента каждые 15 секунд звучал небольшой фрагмент музыкального произведения, а прибор фиксировал усиление мозговой активности еще не родившихся малышей. Оказалось, что они не только слышат музыку, но и проявляют свои эмоции: спокойные лирические мелодии заставляют их "грустить", а заводные - "радоваться". По данным ученых, минимальный возраст, после которого плод отчетливо слышит и реагирует на музыку, - 38 недель.
В Институте развития человеческих возможностей в Филадельфии, который называют "фермой для супердетей", врачи стимулируют развитие мозга у плодов с помощью цвета и звука. За реакциями плода наблюдают с помощью сложнейших ультразвуковых и эхографических установок. Например, было выяснено, что гитара Джимми Хендрикса и произведения "Дип Перпл" раздражают и нервируют плод. Зато классика пробуждает живой интерес, и эмбрионы, как к магниту, тянутся к источнику звука.
В Лондоне был проведен необычный эксперимент по лечению старческого слабоумия классической музыкой. Психиатры давно заметили, что музыка способствует более тесному контакту с такими пациентами, хотя пока не известно, обладает ли музыкотерапия достаточно устойчивым эффектом.
Старческое слабоумие — прогрессирующее дегенеративное заболевание мозга, приводящее к интеллектуальному упадку и дезориентации человека. По статистике, этой патологией, для которой пока не найдено эффективное лечение, страдают от 2 до 5 процентов людей старше 65 лет и до 25 процентов — старше 85 лет.
Профессор Крист Буллит установил, что 8-недельный курс музыкальной терапии заметно повышает качество жизни пациентов, увеличивает их активность и способность поддерживать контакты, ослабляет нередко возникающую враждебность к окружающим.
Профессор неврологии Сьюзен Гринфилд тоже высоко оценивает музыкотерапию как метод, использующий естественные ресурсы мозга вместо порой токсичных психотропных препаратов. И хотя музыкальная терапия не излечивает полностью слабоумия, она, по мнению доктора Гринфилд, явно замедляет развитие болезни. Более того, стимуляция мозга классической музыкой активизирует связи между нервными клетками, что предохраняет их от дальнейшей деградации. "Музыка помогает сохранить то, что еще осталось", — обнадеживает доктор.
В холотропной терапии изменяющее ум действие дыхания сочетается с побуждающей музыкой. Подобно дыханию, музыка и другие виды звуковой технологии на протяжении тысячелетий использовались как мощнейшие составляющие обрядовых и духовных практик.


см.продолжение
Чужие проблемы решаю. Свои коллекционирую.


Оффлайн Moonlit

  • Гл. модератор
  • Свой в доску
  • *****
  • Сообщений: 333
  • Лайков: 148
  • Карма: 180
Re: Музыкотерапия
« Ответ #7 : Октябрь 18, 2015, 09:24:32 pm »
Тщательно подобранная музыка, по всей видимости, обладает особым значением в холотропных состояниях сознания, где выполняет несколько важных функций. Она приводит в движение чувства, связанные с вытесненными воспоминаниями, выводит их на поверхность и облегчает выражение. Она помогает открыть дверь в бессознательное, усиливает и углубляет ход излечения и предоставляет содержательную среду для переживания.
Непрерывный музыкальный поток создаёт бегущую волну, помогающую субъекту продвигаться сквозь трудные переживания и тупики, преодолевать психологические защиты, отдавшись ей и позволяя процессу идти своим чередом. На сеансах холотропного дыхания, которые обычно проводятся в группах, музыка играет ещё и дополнительную роль, заглушая создаваемые участниками посторонние шумы и вплетая их в поток меняющихся ощущений.
Чтобы использовать музыку в качестве катализатора глубинного самоосвоения и работы переживания, необходимо научиться новому способу слушать музыку - такому, который нашей культуре чужд. На Западе мы часто используем музыку как звуковой фон, который почти не несёт эмоциональной нагрузки. В качестве типичных примеров можно назвать использование популярной музыки на приёмах или набившей оскомину фирменной или популярной музыки в лавках, магазинах и на рабочих площадках.
Для более искушенных слушателей характерен совершенно иной подход - дисциплинированное и интеллектуализированное прослушивание музыки в концертных залах. Характерный для рок-концертов динамичный и стихийный способ использования музыки гораздо ближе к ее использованию в холотропной терапии. Тем не менее, всё внимание участников таких событий обычно направлено вовне, и переживанию не достаёт важнейшей составляющей, которая столь существенна в холотропной терапии и самоосвоении, - длительного направленного взгляда внутрь себя.
При холотропном дыхании важно полностью отдаться музыкальному потоку, позволить музыке резонировать во всём теле и откликаться на неё стихийно и непроизвольно, что включает такие проявления, которые немыслимы в концертном зале, где даже плачь или кашель могут вызвать возмущение. Здесь же каждому индивиду нужно давать полный выход всему, что бы ни вызывала музыка, будь то громкие крики или смех, детский лепет, звериные крики, шаманское пение или разговоры на чужих языках. Важно также не подавлять физические порывы, такие, как странное гримасничанье, чувственные движения тазом, сильная дрожь или судороги всего тела. Естественно, у этого правила есть исключения, ибо разрушительное поведение, направленное на самого себя и других или на физическое окружение, недопустимо.
Также участникам рекомендуется прекратить всякую умственную деятельность, включая попытки угадывать, кто написал эту музыку или из какой культуры она происходит. Другие способы уклониться от чувственного воздействия музыки заключаются в том, что привлекается профессиональная оценка - суждение об уровне игры оркестра, догадки о том, на каких инструментах играют музыканты, критическая оценка технического качества звукозаписи или музыкального оснащения комнаты.
Но если нам удастся избежать подобных ловушек, музыка станет поистине мощным орудием вызова и поддержания холотропных состояний сознания. Поэтому у такой музыки должно быть высокое техническое качество и достаточная громкость для того, чтобы подгонять переживание. А сочетание музыки с учащённым дыханием обладает удивительной преобразующей силой.
По прошествии некоторого времени с начала сеансов терапевт или терапевтическая группа вырабатывают свой список излюбленных музыкальных произведений для разных стадий сеанса. Главное правило: по чувствам они должны соответствовать фазе, напряженности и содержанию переживаний участников, но не пытаться программировать их. Именно такой подход соответствует общей философии холотропной терапии, в частности, её глубокому доверию к мудрости внутреннего целителя, к коллективному бессознательному, к независимости и произвольности хода исцеления.
Очень важно использовать музыку, которая была бы мощной призывной и ведущей к благоприятным переживаниям. Нужно стараться избегать выбора резкой, диссонирующей и вызывающей тревогу музыки. Предпочтение должно отдаваться музыке высокого художественного уровня, не очень известной и имеющей не слишком насыщенное конкретное содержание. Следует избегать использования песен и других вокальных произведений на языках, известных участникам, которые могли бы своим словесным содержанием привнести какое-то конкретное сообщение или внушить особую тему.
Когда применяются вокальные композиции, то они непременно должны звучать на иностранных языках, чтобы человеческий голос воспринимался как иной музыкальный инструмент. По той же причине предпочтительно избегать произведений, которые вызывали бы конкретные рассудочные ассоциации и могли бы запрограммировать содержание сеанса, таких, как свадебные марши Вагнера и Мендельсона или увертюра к опере Бизе "Кармен".
Как правило, сеанс начинается с активизирующей музыки, динамичной, плавной, эмоционально приподнятой и ободряющей. По мере продолжения сеанса музыка постепенно нарастает по напряженности и доходит до очень сильных мест, вызывающих транс, в идеале взятых из обрядов или духовных традиций разных коренных культур. Несмотря на то, что многие из таких исполнений могут оказаться также и эстетически приятными, всё же главной целью тех групп людей, что их создавали, было отнюдь не увеселение, а вызывание холотропных переживаний.
Через полчаса или же час после начала сеанса холотропного дыхания, когда переживание обычно достигает вершины, обычно дается то, что называется "музыкой прорыва". Для этого момента выбирается музыка религиозная - мессы, оратории, реквиемы и другие мощные оркестровые произведения, за исключением звуковых дорожек из художественных фильмов. Во второй половине сеанса напряженность музыки постепенно ослабевает и вводится нежная, эмоциональная волнующая "душевная музыка". Наконец, в завершение сеанса музыка становится успокаивающей, плавной, неритмичной и задумчивой.
Большинство практикующих холотропное дыхание собирают музыкальные записи и стремятся создать собственный излюбленный ряд для пяти последовательных фаз сеанса: 1) вступительная музыка, 2) преобразующая музыка, 3) музыка прорыва, 4) душевная музыка и 5) созерцательная музыка. Некоторые из них используют предварительно записанные музыкальные программы на весь сеанс, что овобождает помощников для работы с группой, но делает невозможным гибкое согласование подбора музыки с энергией группы.
 
Принципы онтопсихологической музыкотерапии разработаны онтопсихологической школой. Ключевая концепция строится  на врожденной позитивности духовных основ человека вне зависимости от его воззрений и способа самовыражения. В силу этого данная терапия имеет исключительно внутреннюю направленность, а все внешние  изменения  возникают уже в результате ее проведения.
В основе подлинной терапии всегда лежит восстановление утраченных знании в отношении своего внутреннего  мира,  но для достижения этой цели нужно также хорошо понимать собственную плоть.
Методология большинства существующих  музыкотерапевтических школ основывается на различии между  аспектом  "восприятия" и  "активности"  в  процессе  проведения  терапии. Онтопсихологическая школа не  разделяет  метода  пассивного прослушивания музыки ни в качестве начальной фазы  терапии, ни в качестве пропедевтического этапа, за  которым  следует "активная" фаза. Причина такого  несогласия  заключается  в следующем:
     1) Музыкотерапия должна носить деятельный  характер  и проявляться в танце, игре или пении.  Нельзя  находиться  в состоянии статичности,  когда  речь  идет  о  высвобождении заторможенной  энергии.   Особенность   онтопсихологической музыкотерапии состоит в разблокировании психофизической энергии посредством предмета  ее  внешнего  проявления,  то есть тела. Благодаря осознанию  заторможенной  части  можно воздействовать на психоэнергетическую структуру, обусловливающую данную блокировку, и изменить ситуацию. В этой связи музыкотерапия  должна  характеризоваться творческой  активностью и автономным движением.
     2) Если проанализировать жизненный путь великих композиторов, можно заметить, что в большинстве своем  они  жили недолго, страдали от болезней, были фрустрированы или  несчастны. Онтопсихологическая школа задалась вопросом,  может ли произведение, написанное несчастным, страдающим или  испытывающим глубокое  беспокойство  человеком,  предоставить другому человеку возможность  для  позитивного  внутреннего поиска. Мы считаем, что прослушивание отрывков  музыкальных произведений, пусть и великолепных в плане  их  стилистики, не способно приблизить человека к самому себе. Есть музыка, которая доставляет истинное удовольствие, а есть  и  такая, что может  привести  к  обострению  психического  состояния вплоть до гибели субъекта.
Музыка и  движение  используются  с целью достижения максимальной  интровертности,  что  должно привести каждого участника  к  самостоятельному  осмыслению своих глубинных пластов. В результате прогрессивного обучения такому типу  интровертности  можно  постепенно  обрести способность целостного восприятия себя, что в свою  очередь облегчает понимание других и общение с ними. Только  познав себя, человек способен понять тех, кто его окружает, и сделать выбор в соответствии с ценностными ориентирами – считают онтопсихологи.
В онтопсихологической музыкотерапии главным является достижение синхронизации с диафрагмой - это местом основного контакта с онтопсихологической музыкой. Что же это за музыка? Эта музыка должна соответствовать одной из нот, входящих в хроматическую гамму висцерального /внутреннего, внутренних органов/ тона, т.е. то, что нашему организму будет "по душе".
Музыка создается здоровым и живым организмом непосредственно в ходе сеанса музыкотерапии. Чаще всего используют барабан конгас (большой барабан из кожи, натянутой на деревянный корпус высотой около метра, устанавливающийся на землю на специальных деревянных подставках вертикально). В кач   естве дополнительных инструментов можно использовать бубен, примитивные современные ударные, орган, гитару. Но все они должны подстраиваться под ритм большого барабана.
Такая музыкотерапия - это обращение к собственному телу. Не всегда легко заставить себя полностью существовать в той конкретности, где существование на самом деле происходит. Человек существует в теле, но часто начинает думать извне и не может локализовать мысли в теле; он притрагивается к себе, словно к чужому телу; смотрит на свое тело как бы со стороны. Некоторые находятся не в теле, а там, где их "супер-эго" - дом, социальное окружение, общественность. С помощью музыкотерапии освобождается заблокированная часть тела, и она начинает снова ощущать жизнь.
В онтопсихологии тело - первооснова. Это первая объективность и первая феноменальность, в которой придает себе форму каждый человек, как только он начинает думать, замечать себя. Тело - это воплощение духа. Тело - это первый объект, который затем осуществляет соотношение с другими внешними объектами, оно является первым способом, через который дух являет себя как существующий, то есть он себя чувствует, ощущает, и осуществляется первое "осознание". Психика человека есть энергия, постоянно на  ходящая себе соответствие .вовне. Здоровье имеется тогда, когда этой энергии позволено течь к месту своего натурального выхода, не будучи ни блокированной, ни отклоненной от своего пути.
Любые блокировки проявляются внутри в виде навязчивого состояния, одержимости, а вовне - в виде статичности, окостенелости, рассеянности движения, телесной патологии человека. Тело всегда слушает жизнь. Это передатчик смысла любой трансцендентности /выходящего за границы возможного опыта, недоступного познанию/, любой связи, непосредственный выразитель наших мыслей, инстинктов, желаний. Учиться у него означает осознать внутренние, глубоко скрытые пути к тому, чего мы не понимаем.
Интересен также метод музыкальной электротерапии. Музыкальная электротерапия (музыкально гармонизирующая физиотерапия) - это метод, который представляет собой удачное сочетание древнейших традиций восточной медицины и современных методов европейской физиотерапии.
Метод музыкально гармонизирующей физиотерапии основан на синхронном прослушивании музыкального произведения и воздействии музыкально модулированных электрических импульсов на болезненные области или точки акупунктуры. При этом музыкальные произведения подбираются самим пациентом по принципу наличия положительных эмоций от предварительно прослушанной музыки.
В методе может использоваться любое бытовое устройство для воспроизведения музыкальных произведений (аудио-плеер, магнитофон, проигрыватель, мультимедийное устройство и т.п.). К нему дополнительно подключается специальный частотный преобразователь с электродами для электростимуляции. Простота использования специально разработанного преобразователя, имеющего патентную защиту, делает метод доступным каждому даже в домашних условиях.
При музыкально гармонизирующей физиотерапии усиливается доставка энергии колебательной составляющей музыкального произведения непосредственно в заданную область организма по меридианам. Это подобно приему греть грелкой или массировать болезненную область, или активизировать акупунктурные точки заданного меридиана. При этом Вы не только массируете заданную область, но еще помогаете включить механизмы саморегуляции по колебательным составляющим, организм сам выбирает благоприятные для него гармоники из сложного спектра музыкального произведения вплоть до клеточного уровня. Предварительным логическим тестом к этому шагу является оценка: “Эта музыка мне нравиться”.
При лечении традиционными методами физиотерапии используются импульсы синусоидальной, треугольной или прямоугольной формы с определенной интенсивностью и частотой следования. Однообразие последовательности импульсов "эвристических частот" обеспечивают довольно быструю адаптацию (привыкание) к задаваемой частоте. В этом и заключается недостаток работы приборов такого класса. При музыкально гармонизирующей электростимуляции импульсы имеют принципиально иной вид, представленный широким спектром частот, интенсивности и ритмики.
Применение музыкально гармонизирующей физиотерапии рефлексогенных зон и точек акупунктуры способствует более эффективному проведению терапевтических мероприятий, сокращению сроков лечения больных по сравнению с раздельно применяемой в настоящее время электростимуляцией и звуковой музыкотерапией.
Музыкально гармонизирующая физиотерапия может быть использована для профилактики и лечения широкого спектра заболеваний и пограничных состояний (нарушений) психоэмоциональной сферы, а также нервной системы, опорно-двигательного аппарата, иммунной, эндокринной, мочеполовой, дыхательной и пищеварительной систем (поражение желудка, кишечника, функций печени, поджелудочной железы, желчевыводящих путей).
Музыкально гармонизирующая электростимуляция может быть использована для "тренинга" любых групп мышц. Женщины могут применять эту приятную и тонизирующую процедуру для борьбы с целлюлитом. Используемый при этом преобразователь может подключаться даже к плейеру.
В Санкт-Петербурге появилась группа ученых, которой удалось соединить научные методы исследования с духовными ценностями. Цель их работы заключается в развитии универсальных методов коррекции функционального состояния человека, что особенно важно в современных условиях жизни. В качестве такого метода ученые предлагают синтез объемно-акустического массажа и музыкальной терапии.
Такой массаж - возможен благодаря разработке В.А. Синкевичем специального объемно-акустического комплекса с резонансом колокола. Этот комплекс создает мягкое положительное акустическое поле, в котором звуковые волны неощутимо массируют все тело человека, а не только воздействуют на слуховой анализатор. Это приводит к усилению мозгового и общего кровообращения и, в целом, к оптимизации функций организма.
Анализ влияния разного типа музыки (время воздействия 30 мин -1 час) показал, что универсально улучшает самочувствие человека только духовная музыка, классическая музыка - избирательно, а поп-музыка, особенно рок-, техно - оказывает негативное воздействие. Исследования, проведенные научным руководителем акустической лаборатории Е.О. Калашниковой в Военно-медицинской академиии и доцентом Л.П. Павловой - в Институте физиологии им.  А.А. Ухтомского (г. Санкт-Петербург) показали, что из духовной музыки наиболее эффективно воздействуют духовные православные песнопения, которые на протяжении ХХ веков передавались из поколения в поколение, и колокольный звон.
Эффективность и универсальность такого подхода оказалась ошеломляющей. Достаточно 7-10 получасовых или часовых акустических сеансов, проводимых с интервалом 1-3 дня, чтобы у психосоматических больных оптимизировать функции головного мозга: улучшить память, снизить судорожную готовность, нормализовать сон, а также - очистить органы от песка, повысить лактацию у кормящих матерей, расширить слуховой диапазон у безнадежно слабослышащих. Это - итог 20-летнего труда.
Следует отметить, что все члены коллектива - верующие православные христиане, регулярно посещающие храмы, некоторые имеют духовных наставников. В этом коллективе есть примеры исцеления от тяжелейших недугов после прохождения сеансов акустического массажа и при участии в церковных Таинствах. Именно причастность к православной культуре, как убежден коллектив "акустиков" из Санкт-Петербурга, дает им силы для творчества, успешной работы и позволяет быть здоровыми.
Можно устроить самому себе сеанс музыкальной терапии. Для этого лучше всего подойтет барабан или бубен. Начать лучше с молчания, чтобы лучше проявился ваш внутренний голос. Потом можно петь без слов на низких тонах, которые вызывают в нашем организме максимальный резонанс. Постарайтесь не слушать себя ни ушами, ни мозгом - только телом, и тогда оно само придет в движение, ведь танец, как и музыка, - внутри вас, их надо только "выпустить".
Как только зазвучит барабан в ваших руках, все клетки вашего организма начнут вибрировать сами собой. Ощутите, как все части вашего тела будут участвуют в пении. Это психическое ощущение: в определенный момент клетки обретают голосовые связки и начинают выражать себя, а вы должны вовлечь их в это величественное движение.
Идите вслед за музыкой и старайтесь обращать внимание только на наслаждение внутри себя. В определенный момент вы почувствуете, что уже сама музыка несет вас. Разряжайте свои эмоции через пение, музыку и движения тела. Получается некоторая форма катарсиса. Со стороны похоже на ритуал шамана. Поэтому позаботьтесь, чтобы поменьше кто вас видел и слышал, а то могут и скорую помощь вызвать…

healingmusic.ru
Чужие проблемы решаю. Свои коллекционирую.