Автор Тема: Возраст  (Прочитано 668 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Тереза

  • Гл. модератор
  • Свой в доску
  • *****
  • Сообщений: 337
  • Лайков: 224
  • Карма: 206
Возраст
« : Октябрь 18, 2015, 07:59:51 pm »
       Возраст — конкретно-историческая определенность, зависящая от уровня и характера развития общества.  В каждую историческую эпоху был свой подход к выделению возрастных этапов жизни человека, к представлению о том, ребенок и когда он становится взрослым, каковы возможности человека на разных этапах его развития и каково - его  значение в обществе. Эти представления определяли отношение к людям разных возрастов в разные времена. Выделяют абсолютный, условный, хронологический, биологический, психологический, социальный возраст:
       
Абсолютный (календарный) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это — чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.
         
 Условный возраст (возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

          Хронологический возраст — возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).

        Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. В понятии биологического возраста за основу взяты генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека.

           Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т,д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Здесь за основу взяты психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека.

         Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. В понятии социального возраста за основу взяты социальные изменения, которые происходят в психике, с одной стороны, это жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном аспекте (мы поступаем в школу, делаем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д.), и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.
- Что такое женщина?
- Это смесь чистой слабости с нечистой силой.



Оффлайн Тереза

  • Гл. модератор
  • Свой в доску
  • *****
  • Сообщений: 337
  • Лайков: 224
  • Карма: 206
Re: Возраст
« Ответ #1 : Октябрь 18, 2015, 08:08:59 pm »
В разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации.

       Древнекитайская классификация:

1)   молодость — до 20 лет;
2)   возраст вступления в брак — до 30 лет;
3)   возраст выполнения общественных обязанностей — до 40 лет;
4)   познание собственных заблуждений — до 50 лет;
5)   последний период творческой жизни — до 60 лет;
6)   желанный возраст — до 70 лет;
7)   старость — от 70 лет.

         Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н. э.)

0—20 лет (весна);
20-40 лет (лето);
40—60 лет (осень);
60-80 лет (зима).

          В классификации Док. Биррена (1964) выделяются восемь фаз жизненного развития человека:

- младенчество, охватывает период до 2 лет;
- преддошкольный возраст, от 2 до 5 лет;
- детство, 5—12 лет;
- юность, 12-17 лет;
-  ранняя взрослость, 17—25 лет;
- зрелость, 25—50 лет;
- поздняя зрелость, 50—75 лет;
 - старость, от 75 лет и далее.

            В классификации Д. Бромлея (1966) выделяются пять циклов  развития:

внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость.

При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.
Цикл «детство» охватывает три стадии:
младенчество (от рождения до 18 месяцев),
дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет),
раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13 лет).
Цикл «юность» подразделяется на две стадии:
старшее школьное детство (от 11 до 15 лет),
поздняя юность (от 15 лет до 21 года).

Цикл «взрослость» состоит из трех стадий:
ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет),
средняя взрослость (от 25 до 40 лет),
поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).

            В качестве особой переходной стадии выделяется
предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет).

         Цикл «старость» — начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии:
отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания.
- Что такое женщина?
- Это смесь чистой слабости с нечистой силой.



Оффлайн Тереза

  • Гл. модератор
  • Свой в доску
  • *****
  • Сообщений: 337
  • Лайков: 224
  • Карма: 206
Re: Возраст
« Ответ #2 : Октябрь 18, 2015, 08:29:56 pm »
  Кризисы в развитии

        Кризис рождения. Появление на свет — важное событие в жизни каждого человека, некий рубеж, отделяющий один мир от другого. В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка), новый способ питания, новые температурные условия и т. п.  Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения — это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.

      Кризис одного года также остается малоизученным. С одной стороны, этот кризис проходит в семье, не проявляется вне ее в каком-либо воспитательном учреждении, с другой — этот кризис, по терминологии Д.Б. Эльконина, относится к числу «малых», он разделяет два периода одной эпохи — младенчество и ранний возраст.
     

Кризис 3 лет — это граница между ранним и дошкольным возрастом, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
         Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда — со сверстниками).

7 характеристик кризиса 3 лет:

1)   негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что
оно идет от взрослого;
2)   упрямство — ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого  потребовал, он связан своим первоначальным решением; 
3)   строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
4)    своеволие — проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;
5) протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
6) симптом обесценивания — проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
7) деспотизм — ребенок заставляет родителей делать всё, что он требует.

          Кризис семи лет.

Кризис дошкольного детства, или кризис семи лет выявляет очевидные изменения в характере и поведении ребенка.

Признаки наступления кризисного периода:

•   возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);
•   появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;
•   непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
•   хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);
•   демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;
•   обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».

             Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

         Кризис отрочества (предподростковый)
Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы.

Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается.
              В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе из начальных классов в средние. Нерешенные, неустраненные вовремя трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества разных учителей).
           
Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Завершается социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами. 

В подростковом возрасте встает новая задача развития — формирование целостной идентичности. Формирование идентичности, по Эриксону, есть процесс самоопределения.
 
Идентичность (тождественность) может быть понята в двух измерениях — временном и ситуативно-ролевом.
В первом измерении — временном — идентичность обеспечивает преемственность, связь прошлого, настоящего и будущего.
В ситуативно-ролевом измерении идентичность составляет центральное образование, удерживающее в единстве многие ситуации и, соответственно, роли, в которых выступает человек.

Человек, сформировавший идентичность, оказывается самотождественным, он остается самим собой независимо от ситуации действования, но он одновременно и адекватен ситуации, не теряя при этом своего лица.
              Формирование идентичности (кризис идентичности) требует иногда от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей. Особенно важна реструктуризация отношений с родителями, поскольку взрослеющий человек не может далее довольствоваться ролью опекаемого и управляемого.

Выделяются четыре основных варианта или состояния формирования идентичности, они получили названия статусов идентичности:

1.   Предрешенность — принятие на себя обязательств,  не проходя через кризис идентичности. Таким образом, можно охарактеризовать статус идентичности тех людей, которым в силу внешних обстоятельств рано пришлось принять на себя преждевременную взрослость.

2.   Диффузия идентичности — состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное продление детства.

3.   Мораторий — собственно период построения своей идентичности, состояние поиска ответов на вопросы кто я, какой я.

4.   Достижение идентичности — благополучное завершение кризиса идентичности — возникновение новой самотождественности.

Нормативные кризисы взрослости


         Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около 30 лет (28-34), 40-45, 55-60 лет и, наконец, в позднем возрасте. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер. Момент возникновения, продолжительность, острота прохождения кризисов в период взрослости могут заметно варьировать в зависимости от личных обстоятельств жизни. Движущей силой развития признается внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию, имеет значение так-же ряд внешних факторов, действующих по принципу «спускового крючка». Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения состояния здоровья, внезапная болезнь, длительное и тяжелое заболевание, гормональные сдвиги, экономические и политические события, смену условий, требований, социальных ожиданий и т. д. Под давлением общественных катаклизмов возможно возникновение двойного кризиса (наложения социального кризиса на возрастной), что обостряет его протекание и настраивает на более глубокое осмысление всей жизни.
        Модель кризиса включает заведомо негативный компонент: слабость в противостоянии изменившимся обстоятельствам - крушение иллюзий, неудачи, болезненное переживание неудовлетворенности. Некоторые считают более подходящей модель перехода, когда предстоящие перемены (статуса и пр.) планируются и личность способна справиться с трудностями.
 
Личностные кризисы в старости

          Кризис на границе зрелости и старости датируют примерно возрастом 55—65 лет. Содержание его в психологии представлено весьма смутно и мозаично. Метафорические описания («юность старости», «возраст увядания», «крутой поворот психической жизни», «борьба с собственным закатом» и т. п.) соседствуют с указанием на конкретные факторы, которые могут быть рассмотрены как причина кризиса.
         Сущность психосоциального кризиса личности в старости — это достижение целостности Эго. Возможность «успешного» перехода в старший психологический возраст Эриксон связывает с позитивным разрешением предыдущих возрастных кризисов. Цельность личности основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить.

Кризис индивидуальной жизни человека

       Смерть с точки зрения психологии – это кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека. Являясь на физиологическом уровне необратимым прекращением всех жизненных функций, имея неминуемую личную значимость для человека, смерть одновременно является и элементом психологической культуры человечества.
- Что такое женщина?
- Это смесь чистой слабости с нечистой силой.



Оффлайн Лора Палмер

  • Практик
  • Продвинутый
  • *****
  • Сообщений: 1127
  • Лайков: 558
  • Карма: 180
  • Таро, вуду, деревенская магия.
Re: Возраст
« Ответ #3 : Январь 04, 2016, 07:27:48 pm »
Может быть не в тему. Но обязательно пригодится в любом возрасте.

Дыхательная гимнастика для уменьшения живота

Делать дыхательную гимнастику нужно по 15 минут утром, натощак.

Упражнения
Вдох - живот округляем.
Выдох - живот втягиваем.
Во время выдоха помогаем ладонью и стараемся напрячь пресс, так 10 минут.

Затем вдох - живот округляем, на выдохе наклоняемся и пытаемся максимально сделать выдох, втягиваем живот, затаили дыхание, распрямились и считаем до 8-ми, периодически напрягая пресс, потом снова вдох. Так 3 минуты.

Методика основана на том, что при выполнении этих упражнений сокращается желудок и кушать хочется меньше.

По всем вопросам - в личку.



Оффлайн джейран

  • Гл. модератор
  • Наш человек
  • *****
  • Сообщений: 3211
  • Лайков: 3233
  • Карма: 802
Re: Возраст
« Ответ #4 : Май 14, 2016, 09:42:57 pm »
Старость - наказание или награда


«Кто предупрежден, тот вооружен», — гласит мудрая пословица. Обычно мы узнаем о том, что когда-нибудь состаримся довольно рано, еще на заре жизни. Но выводы из этого делаем разные: «Значит, нужно жить на полную катушку, ни в чем себе не отказывая» или «Значит, нужно беречь себя, готовиться к старости заранее». И что в итоге? Какая из двух стратегий приводит к успеху? И как может выглядеть этот успех, если конец пути в любом случае один?

«Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет», «Бегом от инфаркта к инсульту», — иронизируют скептики. Тем не менее, исследования психологов показали очень простую вещь: рубежом, когда человек окончательно осознает и смиряется со своей старостью, как правило, становится выход на пенсию. И здесь очень важно, уходит он добровольно или вынужденно. Но даже те, кого «ушли» молодые коллеги, в конце концов, принимают перемены и чувствуют себя довольно комфортно при одном простом условии: если состояние их здоровья не претерпевает кардинальных изменений. И это понятно. Здоровый человек может найти себе развлечения даже при ограниченных финансах. Можно ездить за город, ходить в музеи, покупать недорогие билеты в театры, принимать участие в работе различных клубов по интересам. Уходя на пенсию, человек прежде всего теряет в общении, разрывает социальные связи, посему хобби — именно то, что поможет их восстановить.
Впрочем, для занятий хобби нужны внутренние силы и энтузиазм. А то и другое быстро оставляют нас, когда мы чувствуем себя нездоровыми. На «природу» надежды уже мало, ведь ее «логика» проста: как только живое существо не может участвовать в процессе воспроизводства, появляется масса болезней, связанных с метаболическими нарушениями и угрожающих быстрой смертью. Поэтому, как бы банально это ни звучало, регулярные спортивные нагрузки и соблюдение норм здорового образа жизни — самый верный путь к тому, чтобы иметь силы для решения проблем, подстерегающих в старости. «В здоровом теле — здоровый дух».
Обычно человек остро ощущает неизбежность смерти, когда ему исполняется сорок лет. Причем переживания связаны не только с грядущим финалом (человек, как правило, рассчитывает прожить еще как минимум сорок лет), а с тем, что он теряет надежду на серьезные перемены. В этом возрасте он опутан по рукам и ногам: семейными обязательствами, финансовыми проблемами. Кроме того, он осознает свой интеллектуальный и карьерный «потолок», приходя к пониманию, что выше головы не прыгнешь. Переживания могут быть настолько тяжелыми, что сорокалетний человек впадает в депрессию или пускается «во все тяжкие» — уходит из семьи, заводит роман на стороне, уезжает на Таити и открывает там магазин рыболовных снастей, исполняя детскую мечту. Если Таити его не разочарует, то все может кончиться хорошо. Но обычно реальность отличается от детской мечты, и человек в какой-то момент понимает, что пытается сбежать от самых важных в своей жизни вопросов. «Для чего я живу? Как понять, была ли моя жизнь счастливой? Какая память останется после меня? Будет ли это иметь для меня значение?» Иногда от этих вопросов люди, особенно мужчины, убегают в алкоголь. Иногда идут с ними к психологу.
К психологам, как и к врачам, обычно приходят с жалобами на какую-то помеху, которая портит нам жизнь, вроде занозы в пятке. Врач вытащит занозу, психолог разрешит проблему, после чего мы сможем дальше наслаждаться жизнью. Но в том-то и дело, что «вопросы о смысле жизни» — это не что-то чужеродное и болезненное, попавшее в наш организм случайно, не навязчивая идея, которой заразили нас высоколобые умники, это вполне естественные вопросы для каждого человека, возникающие в силу того, что у него есть разум, и он осознает собственную смертность. Средневековые теологи определяли человека как «существо разумное, смертное и способное смеяться». Современные философы трактуют ту же самую идею так: именно способность смеяться и примиряет разумного человека со своей смертностью.
Проблема, однако, в том, что смех чаще всего получается горьким.
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.
Кто постепенный жизни холод
С годами вытерпеть сумел
писал тридцатилетний Пушкин. Звучит не слишком оптимистично, не правда ли? Еще менее весело нам становится, когда мы читаем о том, что подразумевает поэт под умением вытерпеть «постепенный жизни холод»:
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.
Пушкин очень метко описал ту самую рутину повседневной жизни, которую мы согласны терпеть, только если она ведет нас к чему-то другому, к более ярким и высоким переживаниям, если мы находим в ней какой-то «конечный смысл». Музыкант долго и кропотливо настраивает свой инструмент и тренирует пальцы, чтобы сыграть прекрасную мелодию; архитектор ругается с прорабами и поставщиками, думая о прекрасном здании, которое построит, художник терпит голод и лишения ради удивительных картин, которые создает. Но лишь немногим из нас дано быть творцами. И когда мы думаем о старости, нас пугает именно то, что наша жизнь была и навсегда останется лишь списком повседневных рутинных дел, маленьких ритуалов, которые мы исполняем, потому что «так принято», даже не надеясь, что они приведут к чему-то большему, чему-то новому и неизведанному. «Несносно видеть пред собою одних обедов длинный ряд, глядеть на жизнь как на обряд и вслед за чинною толпой идти, не разделяя с ней ни общих мнений, ни страстей», — так пишет дальше Пушкин. А разделять «общие мнения и страсти» становится все труднее с возрастом. Старые собаки плохо обучаются новым трюкам и, хуже того, перестают видеть в них смысл и получать удовольствие.
Однако есть и другая жизненная стратегия. О ней пишет в своих стихах Арсений Тарковский:
Меркнет зрение — сила моя,
Два незримых алмазных копья;
Глохнет слух, полный давнего грома
И дыхания отчего дома;
Жестких мышц ослабели узлы,
Как на пашне седые волы;
И не светятся больше ночами
Два крыла у меня за плечами.
Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного крова
Загореться посмертно, как слово.
Теперь предоставим слово психологам. Они скажут, что переживания отсутствия цели и смысла в жизни называются «экзистенциальным кризисом» (от латинского слова «existentia» — «существование»). Обычно они тесно связаны с осознанием неизбежности смерти, которое придает этим переживаниям особую остроту и безнадежность. Из этого кризиса возможны два выхода. Первый: «Я умру, и вместе со мной погаснет солнце. По крайней мере, для меня это будет так, а ведь это — самое главное». Такой путь ведет в глубокую депрессию, из которой очень трудно найти выход.
Другая точка зрения изложена в стихах Арсения Тарковского: «Я умру, но жизнь будет продолжаться без меня, и память обо мне станет частью общей памяти человечества». Казалось бы, что человеку за дело до того, что произойдет после его смерти? Но когда он может рассматривать свою жизнь как часть общего существования человечества, где эстафета переходит от поколения к поколению, он возвращается к своей природе, к осознанию того, что оставленное им в мире может стать эквивалентом бессмертия. Но принципиальное отличие в том, что животное способно оставить в мире после себя только потомство, передавая будущему исключительно свои гены. А человеку благодаря таким чудесным игрушкам эволюции как сознание и память даже не обязательно воспроизводить себя в детях — он может оставить свои мысли, свои идеи или просто доброе отношение, сердечное тепло, которое так необходимо всем.
Именно в возможности передать следующим поколениям память о себе и заключается высокое назначение старости. И это, вероятно, лучший эквивалент бессмертия, который нам доступен.
Елена Первушина